Руководители сегодняшней Чечни, как правило, не дают интервью нелояльным себе средствам массовой информации. Они привыкли воспринимать журналиста как подставку для микрофона.
С независимыми репортерами у них отношения не складываются. Все попытки коммуникации завершаются скандалами и взаимными упреками.
Ночь – время для бесед
Тем удивительнее оказалась история с ночными звонками спикера парламента ЧР Магомеда Даудова (по кличке Лорд) блогеру Тумсо Абдурахманову, известному своей ярой критикой кадыровского режима.
Абдурахманов, вынужденный бежать из Чечни, уже несколько лет живет за рубежом. Он требует снять с него все "надуманные обвинения". За короткий срок молодой человек стал раскрученным блогером, имеющим свыше 80 тысяч подписчиков на YouTube. В среднем его ролики, в которых он рассуждает о кадыровской Чечне, смотрят несколько сотен тысяч человек.
В первом часу ночи 23 августа Тумсо позвонил мужчина, представившийся Даудовым. Он хотел узнать, почему блогер упомянул его в очередном своем видео и потребовал от него высказать свои претензии в лицо.
Сначала было двухчасовое общение, затем – переписка и обмен аудиофайлами в WhatsApp. Все серии "блокбастера" Абдурахманов выложил на своем YouTube-канале: первую часть – 23 августа (продолжительность – 41 минута), вторую – 30 августа (1 час 2 минуты) и третью – 8 сентября (1 час 31 минута).
PR-технологии от Лорда
Даудов позволил Абдурахманову сделать запись беседы и выложить ее на всеобщее обозрение. Это свидетельствует о том, что он к разговору основательно подготовился. Примечательно, что сам спикер парламента ни словом не обмолвился об этих беседах на своих страницах в социальных сетях.
"Звонок был попыткой прощупать меня. Если получится – запугать, не получится – задобрить, – заявил Тумсо корреспонденту "Кавказ.Реалии". – Если же не получится ни то, ни другое – найти мои ошибки в разговоре, которые впоследствии можно использовать. Может, во время беседы пытались вычислить локацию".
В пресс-службе парламента ЧР комментировать дискуссию не пожелали. Поэтому о мотивах Даудова остается догадываться.
Не вывез
Изначально подписчики блогера в соцсетях были критически настроены ко всему, что говорил Даудов, и ожидаемо симпатизировали Абдурахманову (под роликами оставлены тысячи комментариев).
Однако они были вынуждены признать: Тумсо не сумел в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью и не всегда был убедителен. Он казался менее подготовленным, чем его оппонент.
Во многих эпизодах мужчина откровенно "плавал". Когда Лорд начал ему доказывать, что густая борода может вырасти в результате частых сбриваний (Даудов выступил против ношения чеченскими мужчинами "козьей косы"), Абдурахманов почему-то не возразил, что качество растительности на лице зависит от особенностей человеческого организма – недостатка веществ, болезней, в частности, сахарного диабета. Хотя здесь достаточно пару кликов в сети.
Лорд же выглядел слабо, когда пытался призвать Тумсо к ответу за действия чеченских властей в период Ичкерии. Даудову ли не знать, сколько лет тогда было Тумсо, которому сейчас чуть больше 30?
В закрытых обсуждениях независимые эксперты отмечают, что влиятельный кадыровец хорошо подготовился к общению с Тумсо. По их мнению, публичная беседа – это продуманная пиар-акция команды спикера парламента.
Само по себе личное общение одного из первых лиц Чечни с оппозиционным блогером – явление для республики необычное. Однако первый "блин" не стал комом ни для Даудова, ни для Абдурахманова.
Зрителям было интересно, как власть в лице Даудова старалась показать, что и ей "ничто человеческое не чуждо", а оппозиционер не стал оправдываться перед высокопоставленным политиком. Впрочем, последняя часть их затянувшейся дискуссии напоминала, скорее, наскучивший сериал.