Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов объявил о своей отставке. Известие в республике встретили с энтузиазмом. Но на главный вопрос – кто придет на смену - ответа нет. Эксперты говорят лишь об одном: новичку придется очень непросто, ведь местное население власти не доверяет.
"Причины отставки – возраст наступил, 71 год уже. Я думаю, что такая причина, потому что по всем остальным вопросам республика находится на подъеме, она выведена из тяжелейшего кризиса, в котором находилась", – сообщил журналистам Абдулатипов.
"Единой России" результат обеспечил
Его уход предрекали едва ли не с самого начала правления (в общей сложности 52 раза). В этом смысле он относится к числу тех руководителей, о политической выживаемости которых судят по количеству публикаций об их увольнении – чем больше, тем лучше.
Разговоры о скорой отставке Абдулатипова участились после прошлогоднего отравления питьевой водой сотен махачкалинцев. Вопросы к нему появились и после парламентских выборов, которые прошли с многочисленными нарушениями. Их публично раскритиковала глава Центризбиркома Элла Памфилова.
Как бы то ни было, чиновник обеспечил Москве нужный результат - на думских "Единая Россия" получила в Дагестане 88,86%.
А в январе этого года журналист Максим Шевченко распространил в соцсетях информацию о назначении на должность и.о. главы Дагестана первого заместителя директора Росгвардии Сергея Ченчика.
Политологи, однако, скептически оценивали подобные "вбросы", выражая уверенность в том, что Абдулатипову дадут доработать до конца, поскольку "он большую часть своего срока протянул".
Время молодых и дерзких... силовиков
В феврале Кремль стал тасовать губернаторскую колоду, отправив в отставку сразу нескольких региональных руководителей. Постов лишились возрастные главы Пермского края, Бурятии, Карелии, Новгородской и Рязанской областей.
Им на смену пришли так называемые молодые технократы, средний возраст которых 40-45 лет. Амбициозные политики сделали неплохую карьеру в федеральных структурах. И нацелились на новые высоты. 10 сентября они избавились от приставки "врио".
Вторая волна увольнений случилась в сентябре. Первыми о своих отставках объявили губернаторы Самарской и Нижегородской областей. В "листе ожидания" еще 7 регионов.
Считается, что Кремль решил сбросить непопулярных правителей, которые будут тянуть вниз Владимира Путина на президентских выборах 2018-го.
Теперь важно не прогадать с заменами. И Дагестан в этом плане очень непростой субъект – плохая экономика, недобитое вооруженное подполье и массовые протесты.
У Москвы есть вилка – поставить либо бизнесмена (бюджет вроде как нерезиновый, а Дагестан – республика дотационная), либо силовика.
Соблазн сделать выбор в пользу последнего велик - чтобы митинги жестко разгонял, а не философствовал, подобно Абдулатипову. По данным политического телеграм-канала "Незыгарь", известного эксклюзивами из Кремля, на вакантную должность рассматривают первого замдиректора Росгвардии Сергея Меликова и начальника Академии Государственной противопожарной службы МЧС Шамсутдина Дагирова. Кандидатуру первого, как утверждается, продвигает глава Росгвардии Виктор Золотов, а второго лоббирует министр обороны Сергей Шойгу.
Есть и другой момент. По традиции, которая никак не закреплена законодательно, три главных поста в республике распределяются между аварцами, даргинцами и кумыками. Получается, аварца Абдулатипова должен сменить даргинец (местный парламент уже возглавляет кумык Хизри Шихсаидов).
Меликов же лезгин, а Дагиров - кумык. Таким образом, если сходить из национального паритета, они явно пролетают мимо кресла. Поэтому в числе потенциальных кандидатов называется бывший руководитель Дагестана, замглавы администрации президента России Магомедсалам Магомедов.
Могут и русского назначить
Советник спикера Госдумы, политолог Алексей Чадаев ставит на "национальный вопрос".
"Меликов очень хочет [стать руководителем], но у него проблема – он лезгин. Аварцы и другие не поймут, - рассуждает эксперт. - Не исключаю, что могут русского назначить. Население на это нормально отреагирует. Мол, не доставайся же ты никому".
Дагестану, считает он, нужен в первую очередь политик.
"Политик, который способен находить баланс интересов, - продолжает собеседник "Кавказ.Реалии". - И умеет разговаривать с очень разными группами, кланами, национальными организациями, компаниями, работающими в регионе".
Старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмета Ярлыкапова больше заботит искренность будущего правителя, а не его национальность.
"Аварца Абдулатипова в свое время все приняли. Он как раз обещал вывести республику из системного кризиса, но все закончилось пшиком, - объясняет он. - Дело даже не в экономике, а в ситуации общей безнадежности. Люди больше задумываются о социальной справедливости. Новый глава должен хотеть реальных перемен".
Эксперт соглашается, что, памятуя о сладких речах Абдулатипова, население может весьма нервно отреагировать на какие-либо обещания.
"Раздражение будет, - признает собеседник "Кавказ.Реалии". - Довели до того, что уровень недоверия к власти зашкаливает. Человеку, который придет на смену Абдулатипову, надо будет приложить очень много усилий. Гораздо больше, чем в свое время нужно было Рамазану Гаджимурадовичу".
Что касается "силовой карты", то она, настаивает Ярлыкапов, не нужна.
"Глава необязательно должен быть силовиком, чтобы победить терроризм. Силовики могут и сами эффективно сработать", - резюмирует он.