На днях о возможной отставке четырех губернаторов до конца текущей недели объявило интернет-издание "Газета.ру", ссылаясь на источники в Кремле. В понедельник "Коммерсант" со ссылкой на источники, близкие к администрации президента РФ, сообщил, что число субъектов, которые называются в качестве кандидатов на смену власти, приближается к десяти.
В частности, источники "Коммерсанта" говорили о возможной отставке глав Ивановской, Самарской, Нижегородской, Мурманской, Новосибирской, Омской областей, Ненецкого автономного округа (НАО), Красноярского и Алтайского краев. Также утверждалось, что в "черный список" могут попасть главы "одного-двух субъектов на Северном Кавказе". Как сообщили 26 сентября "Ведомости", этой осенью уволить могут глав Дагестана и Северной Осетии - соответственно, Рамазана Абдулатипова и Вячеслава Битарова.
Прогнозы СМИ уже стали сбываться: 25 сентября глава Самарской области Николай Меркушкин ушел со своего поста "по собственному желанию".
Логику отставок трудно предугадать, говорят эксперты, однако основной замысел отставок заключается в том, чтобы снизить уровень конфликтов в элитах и дать людям в наиболее проблемных регионах России надежду на изменения к лучшему. Хотя эксперты не говорят об этом вслух, очевидно, подразумевается, что перемены на уровне губернаторов являются своеобразным суррогатом изменений в самом Кремле. То есть серия отставок губернаторов, судя по всему, будет подготовкой к следующему президентскому сроку Владимира Путина.
На Северном Кавказе позиции некоторых глав регионов представляются совершенно незыблемыми на данный момент, но другие явно находятся в подвешенном состоянии. К примеру, вряд ли главе Чечни Рамзану Кадырову стоит опасаться ухода "по собственному желанию" на этой неделе. Глава Адыгеи Мурат Кумпилов был утвержден на своей должности 10 сентября, так что и он вряд ли может быть уволен, так как Кремль только что одобрил его назначение. Все остальные вполне могут подпасть под увольнение в преддверии выборов Путина на очередной срок.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов недавно отметил 4-летие пребывания у власти в республике, а если считать с момента его назначения исполняющим обязанности, то в январе 2018 года он отметит 5-летие у власти. Абдулатипову недавно исполнился 71 год, что делает его одним из первых кандидатов "на выход" во время этого раунда губернаторских отставок или следующего. Многочисленные СМС-голосования дагестанской газеты "Черновик" показывают, что в республике немало деятелей, пользующихся большей популярностью, чем Абдулатипов, то есть проблем с поиском преемников не будет.
Юнус-Бек Евкуров управляет Ингушетией уже почти 9 лет. Долгий срок у власти и традиционно низкие социально-экономические показатели республики - это то, что может предъявить главе Ингушетии Кремль в качестве претензий. В то же время Евкуров смог худо-бедно разрулить некоторые внутренние конфликты в республике. При нем уровень активности вооруженного подполья резко пошел вниз, хотя это, возможно, связано с оттоком радикалов на Ближний Восток. Впрочем, самое главное достоинство Евкурова в глазах Кремля, скорее всего, заключается в том, что он является своего рода противовесом Кадырова и может надежно ограничить амбиции последнего на усиление своего влияния в Ингушетии с последующим ее поглощением Чечней. Таким образом, политическая фортуна Евкурова связана в какой-то мере с пребыванием у власти Кадырова.
В феврале следующего года исполнится два года с момента фактического установления власти Вячеслава Битарова в Северной Осетии. Основной его проблемой стали скандальные выборы в парламент республики в сентябре. Но так как результат оказался для "Единой России" положительным, в Кремле вполне могут счесть этот скандал всего лишь небольшим эпизодом борьбы элит в республике. В Москве, скорее всего, знают о борьбе людей Битарова с застарелыми элитами Северной Осетии, которые берут свое начало еще в партийно-хозяйственном активе времен позднего СССР. В условиях сокращения финансирования федеральным центром Москва, по всей видимости, сделает ставку на бизнесмена Битарова, а не на "партхозактив".
В декабре исполняется четыре года с тех пор, как Юрий Коков был назначен временно исполняющим обязанности главы Кабардино-Балкарской Республики. Опытный работник МВД, в прошлом глава департамента МВД РФ по противодействию экстремизму, Коков свел к минимуму активность вооруженного подполья в республике. В то же время экономика республики оказалась не в самой лучшей ситуации. В 2016 году федеральные власти "прикрыли" алкогольную отрасль Кабардино-Балкарии, что резко снизило собственные доходы республиканского бюджета. В 2017 году КБР показала значительный рост дефицита бюджета, что может повлиять на губернаторское будущее Кокова.
Рашид Темрезов фактически находится у власти в Карачаево-Черкесии с февраля 2011 года. Последний раз он был переназначен на свою должность в сентябре прошлого года. Проблему Темрезову могут создать многочисленные внутриэлитные конфликты с участием черкесских политиков-тяжеловесов Рауфа Арашукова и Вячеслава Дерева. Неясно пока, насколько глубоко втянуто руководство республики в скандал с участием бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева и главы "Роснефти" Игоря Сечина. Наблюдатели утверждают, что информационную войну Улюкаева с Сечиным спонсировал глава "Связь Банка" в Черкесске Юрий Дотдаев.
Владимир Владимиров находится у власти в Ставропольском крае фактически с сентября 2013 года, хотя он был утвержден в должности губернатора только год спустя в сентябре 2014 года. Несмотря на то, что Владимиров является выходцем из нефтяного Ямало-Ненецкого округа, на Ставрополье он вполне прижился. Летом прошел слух об отставке Владимирова после того, как Путину пожаловались жертвы наводнения в регионе во время прямой линии, но слух был вскоре опровергнут. Губернатора Ставрополья вряд ли стоит рассматривать в первых рядах кандидатов на отставку, кроме как в случае непредвиденных обстоятельств.