Ссылки для упрощенного доступа

Предать инвестиции земле? Китайский завод в Чечне


Грозный, иллюстративное фото
Грозный, иллюстративное фото

В Чечне анонсировали крупнейший за последние годы инвестиционный проект — строительство завода по производству азотных удобрений при участии китайских компаний. Однако, учитывая прошлый опыт сотрудничества с иностранными инвесторами и текущую экономическую обстановку, возникают вопросы о реальности воплощения столь амбициозного плана.

В мае 2025 года министр промышленности Чечни Темирлан Хучиев сообщил, что фирма Wuhuan, одна из крупнейших инжиниринговых компаний Китая в области проектирования объектов химической, угольной и нефтегазовой промышленности, рассматривает возможность строительства в республике азотного комплекса общей стоимостью 200 млрд рублей. Переговоры с китайцами по проекту длились несколько лет, и еще годом ранее предполагаемые затраты на его реализацию были вдвое меньше.

Будущий завод должен занять площадь более 42 гектаров. Для строительства такого масштабного объекта потребуется не менее пяти лет при том, что начнется оно лишь в 2030 году. После ввода в эксплуатацию планируемые мощности предприятия составят до 1700 тонн аммиака и 3000 тонн карбамида в сутки – это миллион тонн азотных удобрений в год и около 600 новых рабочих мест.

Вопрос инвестиций в экономику крайне актуален для Чечни, бюджет которой в значительной степени остается дотационным. Руководство республики регулярно пытается привлечь новых инвесторов: как из России, так и из-за рубежа. Согласно исследованию издания "Эксперт Юг", в 2025 году число инвестпроектов в регионе резко снизилось.

Обещать – не значит инвестировать

Китайский интерес к Чечне начался в далеком 2011 году, когда в рамках реализации программы "Великий шелковый путь" предполагалось открыть в Грозном международный торгово-логистический терминал, который выполнял бы на Северном Кавказе роль оптово-розничной перевалочной базы с обработкой, продажей и доставкой грузов в близлежащие регионы России и Закавказья. Предложение исходило от представителей государственной инвестиционной корпорации Китая "Гоу Ту Гусы". Новый терминал остался лишь словами.

В 2014 году китайские инвесторы вложились в выращивание в Чечне риса, овощей и ягод, а также в строительство экодеревни в Шелковском районе. Первоначальный объем инвестиций оценивался примерно в 165 миллионов рублей. Проект был реализован, хотя уже после запуска столкнулся со сложностями.

Китайский бизнес долго и тщательно присматривается к региону или проекту, прежде чем делать в него реальные инвестиции

В 2018 году по республике активно распространялись слухи, что вся выращиваемая китайцами продукция заражена химикатами – сообщение разошлось настолько широко, что власти вынуждены были отреагировать и заявить, что при проверках в овощах и фруктах не было обнаружено опасных веществ. В 2022 году в станице Каргалинской ограбили и убили гражданина Китая, работавшего бригадиром на предприятии.

Китайская корпорация Yema Group в 2015 году планировала построить в Чечне деревообрабатывающий завод мощностью 200 тысяч кубометров в год. Об этом заявили спустя два года после запуска аналогичного завода "Фагус" – планы по "возрождению деревообрабатывающей промышленности" с помощью китайских инвестиций так и остались просто планами.

В 2017 году ОАО "Чеченнефтехимпром" и китайская компания СРТSA (China Petroleum Technology Service Alliance) подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве по геологическому изучению недр, выполнению геологоразведочных работ и разработке нефтегазовых месторождений на территории Чеченской Республики. Результаты реализации громкого соглашения не афишировались.

В 2017-2018 году в Чечне корейская фирма "Кокам" (компания с участием китайского капитала "Шелковый путь") запустила завод по производству аккумуляторов стоимостью 567,5 млн рублей на первом этапе – это стало вторым реализованным в Чечне проектом с участием китайского капитала.

Чечня – это небольшой рынок для такой страны как Китай. Им неинтересна республика как отдельный игрок

В 2021 году правительство Чечни и российское представительство китайской госкорпорации "Поли Чанда Групп" в ходе Петербургского международного экономического форума подписали меморандум о сотрудничестве. Предполагалось, что китайская компания займется строительством и реконструкцией и автомобильных дорог в горной части республики – Итум-Калинском и Шатойском районах, в частности на отрезке дороги Итум-Кали - Аргун - гр. Грузии (41,2 км). Масштаб строительства явно демонстрирует лишь символическое участие китайцев.

В 2022 году в Санкт-Петербурге на площадке Петербургского международного экономического форума была достигнута договоренность с компанией из КНР о строительстве завода по производству флоат-стекла мощностью 300 тонн в день в течение двух лет. О дальнейшей судьбе проекта не сообщалось не было.

На фоне многочисленных санкций со стороны европейских и других стран мира проукраинской коалиции, чеченские власти в 2022 году неожиданно заговорили об открытии прямого рейса в Китай из Грозного, который каждый год анонсируется руководством грозненского аэропорта, но так и не реализуется.

Показать политическую стабильность?

На фоне западных санкций, введенных после начала войны РФ против Украины, китайские компании остаются одними из немногих, кто сохраняет активность на российском рынке, но у китайского бизнеса есть один нюанс: он практически ничего не делает с первого раза, отмечает один из чеченских предпринимателей, имеющих свой бизнес в Китае

"Они долго и тщательно присматриваются к тому или иному региону или проекту, прежде чем делать в него реальные инвестиции. А если проекты не связаны с поддержкой со стороны российского правительства, то могут и просто "кинуть" своих партнеров, и шансов выиграть дело против китайской системы равны нулю", – делится собеседник.

В денежном выражении два реализованных в Чечне проектов с участием китайского капитала – тепличный комплекс в Шелковском районе и совместный с корейцами проект по выпуску аккумуляторов – не столь значимы, отмечает в беседе с редакцией журналист-расследователь и эксперт в области противодействия коррупции Илья Шуманов.

"Чечня – это небольшой рынок для такой страны как Китай. Им неинтересна республика как отдельный игрок, так как здесь говорить о прибыли можно именно в рамках маленькой северокавказской республики. Во-вторых, если сравнивать с другими регионами РФ, к примеру Подмосковьем или центральной частью России, то там, в отличие от Чечни, [инвесторов] привлекают логистические цепочки, и инвестиционно бизнес там более защищен", – поясняет он.

Сам факт инвестиций в Чечню влечет за собой несколько существенных проблем для китайских корпораций: от объективных проблем, связанных с безопасностью в самой республике, до рисков вторичных санкций со стороны западных стран, продолжает эксперт.

За всеми меморандумами и соглашениями кроется желание показать стабильность политического руководства республики, но даже с учетом подписанного соглашения о строительстве завода к 2030 году, о конкретных этапах реализации проекта ничего не известно. "Будет ли это актуальным к тому времени? Все может случиться за пять лет", – задается вопросом Шуманов.

  • Республики Северного Кавказа по уровню социально-экономического развития в 2024 году оказались в числе наихудших. В тройку "антилидеров" попала Ингушетия – она набрала 18,7 из максимально возможной сотни баллов.
  • Пять северокавказских республик замыкают рейтинг регионов России по благосостоянию семей. Три последних места с большим отрывом занимают Чечня, Ингушетия и Кабардино-Балкария. После оплаты обязательных расходов семья с работающими родителями и двумя детьми в таких регионах уходит в минус – если считать по медианной зарплате и региональным прожиточным минимумам.


Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG