В 2022 году Ростовская область в полной мере ощутила на себе последствия вторжения в Украину: власти региона регулярно сообщали о сбитых украинских беспилотниках, на промышленных объектах то и дело происходили так называемые "хлопки", а санатории и базы отдыха спустя восемь лет вновь заполнили эвакуированные из Украины. О том, чем еще запомнится ушедший год, – в обзоре Кавказ.Реалии.
"Эвакуация" украинцев
18 февраля главы самопровозглашенных республик "ДНР" и "ЛНР" объявили об эвакуации населения Донбасса. Глава т. н. "ДНР" Денис Пушилин заявил, что в Ростовскую область планируется направить около 700 тысяч человек.
В первый день российскую границу пересекли более 10 тысяч человек – по этому поводу в Ростовской области был введен режим чрезвычайной ситуации. Организация размещения эвакуированных практически сразу с треском провалилась: автобусы с ними никто не сопровождал, водители не знали дорог, у некоторых заканчивалось топливо, и людям приходилось часами ждать помощи на улице.
После вторжения в Украину 24 февраля ситуация в области не изменилась. По данным ФСБ, в мае в Россию через Ростовскую область ежедневно въезжали по 10–12 тысяч человек, общее число эвакуированных на территорию России, как утверждают власти, превысило миллион, 200 тысяч из них – дети. На пункте пропуска "Весело-Вознесенка" в Ростовской области рассказали, что эвакуированным приходилось спать в автобусах, а волонтерам – работать по несколько суток из-за нехватки людей.
"К губернатору Голубеву еще накануне спецоперации были серьезные вопросы по линии федеральных ведомств, которые, по моим данным, просили о серьезных наличных суммах на обеспечение оперативных нужд. Тем не менее свою серьезную лепту в эвакуацию и размещение беженцев он внес – а это за время СВО стало фактором выживания региональных властей", – рассказал Кавказ.Реалии ростовский журналист Сергей Резник.
Регион во время войны
25 февраля, уже на второй день начала войны против Украины, в Ростовской области произошло крупное ЧП: жители Миллерово сообщили об обстреле военного аэродрома вблизи границы с Украиной. Администрация Миллеровского района после этого перевела техникумы, школы и детсады на дистанционное обучение.
Вскоре обстрелы и крушения в регионе стали практически регулярными. Глава администрации "обстрелянного" Тарасовского района Александр Закружной признался, что не намерен продлевать свой контракт – он заявил, что все его время уходит на работу с прокуратурой и следственными органами, а не на решение, например, проблем с оплатой электроэнергии.
К середине декабря на Дону стали продавать железобетонные противотанковые заграждения
В 2022 году на Дону разбилось сразу три военных самолета. В июне упал Су-25, пилот погиб. 9 октября в Морозовском районе разбился бомбардировщик Су-24. В результате аварии никто не пострадал. В тот же день в Миллеровском районе у хутора Рогалик упал самолет Су-25. По словам экспертов, участившиеся случаи падения военной авиации связаны с необходимостью летать достаточно низко, чтобы не попасть под украинскую систему ПВО.
В июне произошел пожар на Новошахтинском заводе нефтепродуктов – по данным руководства, причиной стала атака двух украинских беспилотников. Власти Украины это не комментировали.
В конце сентября администрация Белой Калитвы в Ростовской области направила письмо управляющим компаниям с требованием до конца сентября "освободить от посторонних вещей укрытия" – подвалы в многоквартирных домах. В ноябре на Дону решили протестировать системы экстренного оповещения – судя по многочисленным комментариям в телеграм-канале губернатора Василия Голубева, оповещение не работает в нескольких городах. К середине декабря в регионе начали продавать железобетонные противотанковые заграждения.
Мобилизованные с грыжей и фальстарт второй волны
После объявления в России "частичной мобилизации" Ростовская область столкнулась с теми же проблемами, что и другие регионы. По многочисленным свидетельствам родственников, призывники не проходили медкомиссию, а их заболевания не принимались всерьез. Так, в Ростове призвали отца главы регионального отделения партии "Новые люди" Александра Чухлебова. Ему почти 50 лет, он не видит на один глаз, сослуживцы дали новобранцу позывной "Пенсия".
Житель Новочеркасска Ростовской области Михаил Леонов самостоятельно прошел профильных специалистов и сделал МРТ позвоночника, чтобы подтвердить наличие различных заболеваний – но суд все равно оставил в силе его мобилизационное предписание. После объявления мобилизации в России в городские и районные суды Ростовской области поступило более 30 административных исков к призывным комиссиям. Ни одна из жалоб пока не была удовлетворена.
Кроме того, амуницию родственникам мобилизованных пришлось покупать за собственные деньги. Из мест размещения призывники сообщали о недостатке спальных мест, отсутствии регулярного питания и какого-либо обучения. Тех, кто говорил о нарушениях, наказывали. 21 ноября суд в Батайске признал сестру мобилизованного резервиста виновной в "дискредитации" армии из-за сделанного ей видео с жалобами о проблемах на передовой.
Несмотря на то что в начале октября власти Ростовской области заявили, что мобилизация в регионе завершена, уже через неделю глава региона Василий Голубев сообщил, что регион получил "новое мобилизационное задание". Опровергать эту информацию пришлось в Кремле: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что "нет никакой новой волны", а военный комиссар Ростовской области Игорь Егоров сказал, что "никаких волн [мобилизации] не существует".
Военнопленных в тюрьмы, заключенных на войну
Наравне с официальной мобилизацией на войну в Украину в Ростовской области начали вербовать и заключенных, а местные колонии и СИЗО стали использоваться как перевалочные пункты. Например, в ночь на 6 июля в донской регион привезли около 40 осужденных из ИК-7 "Яблоневка" в Санкт-Петербурге. Одной из баз для завербованных заключенных в "ЧВК Вагнера" стала исправительная колония №12 в Каменск-Шахтинском.
В Украине были убиты уже 208 уроженцев Ростовской области – как минимум 13 из них были наемниками "ЧВК"
В августе руководитель "ЧВК Вагнера", бизнесмен Евгений Пригожин лично посетил как минимум две колонии в Ростовской области, где предлагал заключенным участие в войне ради амнистии и денег. Это имело эффект: уже в сентябре стало известно, что около 1450 человек из колонии строгого режима №2 Ростова-на-Дону отправились воевать.
О первом случае гибели на войне осужденного из Ростовской области стало известно в начале ноября. Сообщалось, что 39-летний житель ростовского Донецка Павел Рудаков был в сентябре завербован в "ЧВК Вагнера" в колонии Новочеркасска. При этом до освобождения ему оставалось два года из 13-летнего срока.
Согласно списку, который редакция Кавказ.Реалии ведет с начала войны, в Украине были убиты уже 208 уроженцев Ростовской области – как минимум 13 из них были наемниками "ЧВК". Это данные, основанные на публикациях в СМИ, заявлениях властей, информации правозащитников и наших собственных источников. Реальные потери могут быть значительно больше.
Дезертир в Новошахтинске
Под конец года в Ростовской области участились случаи поиска сбежавших из Украины наемников с оружием. Так, в начале декабря в Новошахтинске неизвестный в камуфляжной одежде обстрелял группу полицейских из ручного пулемета. Ранение получил как минимум один сотрудник полиции.
Выяснилось, что сбежавший был наемником по имени Павел Николин, он дезертировал из "ЧВК Вагнера" и был пойман спустя сутки. Ранее его осудили за ограбление микрофинансовой организации, он отбывал срок в уфимской ИК-4, где и был завербован. Евгений Пригожин заявил, что подписал ходатайство о личном поручительстве за Николина, которого в Ростове арестовали на два месяца по обвинению в нападении на сотрудников правоохранительных органов и незаконном обороте оружия. В суде Николин утверждал, что "отстал от группы" и пересек границу России, о чем, по его словам, не знал.
На этой неделе в Ростове объявили в розыск шестерых участников "ЧВК Вагнера", сбежавших из учебного лагеря в аннексированной Луганской области Украины. До прибытия в тренировочный центр они содержались в заключении в России. Осужденные сбежали 21–22 декабря, среди них – киргизский и белорусский граждане, трое граждан Узбекистана и один гражданин России. Указывается, что они вооружены.
Ранее эксперты и правозащитники рассказали Кавказ.Реалии о своей убежденности в том, что история с поиском дезертиров в Ростовской области повторится еще не раз.
Пленные из Украины
На фоне новостей о вербовке и освобождении колоний в Ростовской области стало известно, что в закрытые учреждения региона помещают украинских пленных. Сначала руководитель Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области Игорь Омельченко подтвердил, что почти в каждом СИЗО региона размещено на несколько сотен человек больше, чем предусмотрено нормативами, и допустил, что дело в военнопленных. Но уже через несколько дней он заявил, что озвученная им самим информация является фейком.
Однако в октябре на оперативном совещании, которое провел глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, власти официально признали – с конца сентября в Россию были доставлены 402 пленных украинского полка "Азов" (запрещен в России). Их разместили в учреждениях исполнительной системы на территории Ростовской, Волгоградской, Белгородской и Воронежской областей.
Шпиономания и война с диверсантами
После начала войны с Украиной МВД и ФСБ региона начали регулярно отчитываться о поимке экстремистов, террористов и диверсантов, связанных с Украиной. В мае в регионе задержали подростка, который якобы был завербован Службой безопасности Украины и готовился совершить теракты в школах. Заявлялось, что он приехал в Россию из Мариуполя после начала войны, при этом государственные СМИ дали две разные версии причин его задержания.
В июле в Ростове-на-Дону арестовали молодого человека, который якобы планировал выехать в Украину и вступить там в "нацбатальон" или в части территориальной обороны. В августе МВД отчиталось о задержании в Ростове двух местных жителей. Они якобы подожгли личный автомобиль полицейского, на котором была приклеена буква "Z".
Депутат Заксобрания Максим Гелас вернулся из Украины спустя пару месяцев и получил повышение
Поисками врагов помимо правоохранительных органов занялись и обычные люди. В слободе Большая Мартыновка – районном центре в Ростовской области – местные жители насмерть забили 49-летнего односельчанина, байкера Виктора Галдобина из-за его позиции по войне в Украине. Подобные случаи зафиксировали и в соседних регионах.
Шпиономания проникла и во властные структуры. Депутат Заксобрания Ростовской области Максим Гелас обвинил депутата гордумы Ростова-на-Дону Наталью Оськину в "дискредитации" Вооруженных сил РФ из-за комментария "какой дурак заменил русскую В на латинскую" на знаке при въезде в Волгодонск. Делу не дали ход, но сам Гелас заявил, что отправился воевать в Украину – он вернулся домой спустя пару месяцев и получил повышение до замруководителя фракции партии "Единая России".
В начале ноября Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону начал рассматривать первое уголовное дело в отношении пленного украинца Дениса Мурыги. Спецслужбы считают, что, будучи заместителем командира национального батальона "Айдар", он взорвал мост в так называемой ЛНР. Однако, как выяснилось на заседании, Мурыга имел двойное гражданство и прописку в Москве, а в Украине ему по неизвестным причинам удалось избежать уголовного наказания за контрабанду и угрозу убийством силовикам.
Преследования журналистов и общественников
В 2022 году в Ростовской области продолжилось систематическое преследование журналистов и активистов. Эмигрировавшего из страны журналиста Сергея Резника в марте заочно арестовали по ходатайству следователя по делу о реабилитации нацизма из-за поста в телеграме. Позже он стал фигурантом третьего уголовного дела. Резника обвинили в вымогательстве у директора Нахичеванского рынка Романа Геворкяна. В конце декабря силовики завели и четвертое дело – в этот раз по статье о публичных призывах к экстремистской деятельности. По ней Резнику грозит в России до пяти лет лишения свободы.
Сотрудники Центра по противодействию экстремизму в мае пришли с обыском к эксперту Общественной палаты Ростова Николаю Ларину. Официальная причина связана с делом о "реабилитации нацизма" в отношении местного журналиста Резника, однако сам общественник связывает давление силовиков с его объективной критикой городских властей. Через несколько дней Ларина исключили из Общественной палаты.
С препятствованием журналистской деятельности столкнулись и корреспондеты независимых СМИ, которые пытались пообщаться с принудительно вывезенными в РФ гражданами Украины. В Таганроге полиция задержала журналистку Полину Ефимову, которая сотрудничает с Радио Свобода. Она хотела поговорить с жителями Мариуполя, которых в те дни массово доставляли в Ростовскую область.
Другого независимого журналиста Владимира Севриновского, готовившего репортаж из пункта помощи переселенцам из Украины, оставили на ночь в камере в отделе полиции и на следующий день оштрафовали на 2000 рублей из-за отказа разблокировать телефон по требованию полицейского.
С обысками пришли и к ростовской журналистке Белле Насибян по уголовному делу о военных фейках на Илью Пономарева. Сама она заявила, что никогда не являлась администратором или координатором связанного с Пономаревым телеграм-канала "Утро февраля".
Пытки в МОТБ-19
Дело о пытках в психиатрическом отделении Межобластной туберкулезной больницы №19 ФСИН Ростовской области дошло до суда. В мае под домашний арест отправили замначальника МОТБ-19 Александра Ляха – его заподозрили в массовых пытках заключенных посредством "карательной психиатрии".
Правозащитники ранее рассказывали о задокументированных фактах того, что в тюремной больнице били и связывали людей, а также кололи им сильнодействующие психотропные вещества. В декабре следствие по делу о пытках в тюремной Межобластной туберкулезной больнице №19 (МОТБ-19) завершилось. Ляха, а также заведующую психиатрическим отделением Дарью Позднякову и врача-психиатра Анастасию Поторочину судят по обвинению в превышении должностных полномочий с применением насилия.
Другим эпизодом из МОТБ-19 заинтересовались в Первом отделе по расследованию особо важных дел СК по Ростовской области. Региональный следком начал проверку по заявлению врача и активиста Николая Каклюгина, который сообщил о том, что его незаконно поместили в психиатрическое отделение. Активист отсидел почти три года по делу о хранении наркотиков.
- С начала войны в Украине Россию покинули несколько сотен тысяч граждан: бизнесмены, IT-специалисты, научные сотрудники, журналисты и в том числе художники. О решении уехать или остаться и о роли искусства во время войны редакция Кавказ.Реалии поговорила с керамисткой и иллюстраторкой в эмиграции, а также с уличным художником в России, которого уже трижды оштрафовали за дискредитацию армии.
- Редакция Кавказ.Реалии подводит итоги 2022 года в регионах Юга России и Северного Кавказа. Пока Астраханская область боролась с экологическими проблемами, Адыгея и Кабардино-Балкария в полной мере ощутили на себе федеральные тренды – войну в Украине и вызванный ею отток бизнеса, усиление репрессий, вербовку на фронт осужденных и грубые нарушения в ходе мобилизации.
- В 112-м выпуске подкаста сайт Кавказ.Реалии подвел информационные итоги 2022 года. В этом выпуске вас ждет: Рамзан Кадыров и война в Украине, судьба критиков главы Чечни, частичная легализация Ичкерии, последствия мобилизации, чеченские беженцы в Европе, главные приговоры и права женщин.
Форум