Международная правозащитная организация "Human Rights Watch" обвинила власти Польши в отказе убежища жителям Чечни, которые пытаются попасть в страну через границу с Беларусью.
В докладе правозащитной организации говорится, что в теплое время года количество пытающихся получить убежище доходит до 300 человек в день, зимой – до 80. Но, как правило, везет только единицам.
“Польша подвергает людей опасности, отказав им в доступе к процессу предоставления убежища, возвращает их в Беларусь, где они не могут получить защиту", - говорит Лидия Галль, исследователь HRW по Балканам и Восточной Европе.
И польские, и белорусские правозащитники заявляют, что пограничники в Тересполе (Польша) бегло проводят с людьми интервью и решают, впускать их в страну или нет. Но, согласно законам Польши, вопросами беженцев должна заниматься не пограничная служба, а бюро по делам иностранцев.
Организация HRW специально опросила несколько десятков чеченских, ищущих убежища и находящихся в белорусском Бресте. Всех их не пустили в Польшу, хотя все заявляли, что они просят статус беженца. При этом, согласно докладу польского омбудсмена, пограничники говорят или понимают по-русски, но делают вид, что не владеют языком, чтобы не впустить беженцев в страну. Кроме того, более десяти опрошенных HRW сообщили, что пограничники издевались над ними, унижали их. Также они рассказали, что проверяющие органы не практикуют интервью с глазу на глаз, а допрос при всех может угрожать их безопасности (беженцы уверены, что среди них находятся "агенты Кадырова").
Министерство внутренних дел Польши на запрос HRW о ситуации с чеченцами заявило, что, согласно данным пограничников, большинство просящих убежище - "экономические мигранты". Между тем, ни один из опрошенных HRW не говорил об экономических причинах для получения статуса – были заявления о преследовании со стороны властей, заявления о пытках в отделах полиции и т.д.
Польская сторона не может не знать о ситуации с правами человека в Чечне, уверена Светлана Ганнушкина, председатель организации "Гражданское содействие".
Чеченцы – народ, привязанный к земле, народ, который никогда не поедет за длинным рублем.
"Наверно, у польских чиновников плохая информация. Хотя на самом деле она не может быть плохой. Мы, правозащитники и журналисты, очень часто пишем и говорим о том, что происходит в Чечне, почему оттуда люди уезжают. Поляки не могут не знать этих бесконечных историй о задержаниях, издевательствах, людях, которых сажают, подкидывая им наркотики, о беспочвенных обвинениях в терроризме. Кроме того, там еще и режим тоталитарный, который давит, заставляет человека полностью подчиняться, лезет во все сферы жизни – вплоть до семейных отношений", - сказала Ганнушкина "Кавказ.Реалии".
Правозащитница подчеркнула, что "чеченцы – народ, привязанный к земле, народ, который никогда не поедет за длинным рублем".
"И после первой чеченской кампании, и после второй, как только все устаканивалось, то чеченцы тут же возвращались, обстраивались, заново отстраивали дома. А сейчас такой давящий режим, что уже ничего не хочется ничего восстанавливать, и не хочется даже жить в своем доме", - отметила Ганнушкина.
Практически каждый год в Чечню приезжают официальные делегации из разных европейских стран – они ознакамливаются с тем, каково социально-экономическое положение в республике на сегодняшний момент, как обстоят дела с правами человека. И остаются довольны увиденным. А потом выносят решения о возвращении чеченцев на историческую родину.
"Понимаете, если вы хотите быть обманутым, вы будете обманутым, - пояснила Ганнушкина позицию европейских чиновников. - Но где же тут тогда логика? Если строятся все эти бесконечные объекты, если так все процветает, если столько открылось всяких даже заведений развлекательных и т.д. – это же ведь значит, что есть работа. И это значит, что экономический подъем идет. Как же они тогда могут быть 'экономическими мигрантами'? Преследования, тотальное попирание прав женщин, обязанность отдавать часть своей зарплаты в фонд Кадырова – вот причины. В Чечне сегодня сложился такой режим, скажем так, сталинского периода – когда соседи боятся сказать что-либо в присутствии соседей".
Но почему же Европа не хочет видеть этого всего? "Это, действительно, не очень приятно видеть. Потому что надо помогать, потому что надо что-то говорить Владимиру Путину, который поддерживает Кадырова с этим его режимом. Но если сейчас закрыть глаза, то ведь это все аукнется потом Европе. И уже аукается, уже люди Кадырова в Европе распоряжаются: убийства там были, давление на чеченцев, проживающих там. Нельзя проходить мимо такого. И прежде всего надо признать, что эти беженцы – люди, имеющие основания бежать", - убеждена правозащитница Ганнушкина.
Между тем Еврокомиссия публично не осуждает действия Польши относительно беженцев, но идет на сотрудничество с Беларусью касательно миграционного сотрудничества – ЕС выделит 7 млн евро на организацию центров по миграции.