8 февраля в эфире немецкого телеканала ZDF показали документальный фильм Эгмонта Коха о том, что ФСБ России направляет в Евросоюз своих агентов из числа уроженцев Чечни под видом беженецев. Фильм называется "Холодная война Путина".
Весь фильм строится на свидетельских показаниях бывшего высокопоставленного сотрудника ФСБ, с которым автор фильма пять раз встречался в конспирированных местах и общался в общей сложности 15 часов. Герой фильма фигурирует под вымышленным именем Игорь.
По словам бывшего силовика, целью агентов, прибывающих по специально созданным фальшивым документам, является внедрение в мусульманские общины крупнейших стран Европы, чтобы продвигать "интересы Кремля". Кроме того, Игорь признается, что агенты должны следить за радикальными исламистами, а также принимать участие в акциях протеста против правительства. По мнению собеседника Коха, таким образом, завербованные беженцы должны помогать Кремлю вести пропагандистскую войну.
Автор фильма опросил многочисленных экспертов из Европы и США, чтобы найти подтверждение словам бывшего сотрудника ФСБ.
Так, в ходе интервью Ганс Маассен, руководитель Федерального ведомства по охране Конституции ФРГ, отмечает, что проникновение беженцев в Европу происхдит не без ведома российских властей, а иногда при поддержке спецслужб этой страны.
При этом Игорь заявляет, что уже почти в каждом большом сообществе мусульман Гамбурга, Брюсселя, Парижа, Лондона имеются чеченские шпионы ФСБ.
Кто такой Игорь?
Информация о бывшем сотруднике ФСБ довольно скупа. Автор фильма явно постарался не выдать больше, чем нужно.
По признанию самого Игоря, он служил российскому государству около 20 лет и был уверен, что поступает правильно.
Автор фильма утверждает, что он назвал ему и свое настоящее имя. В фильме показывают фотографии из прошлого Игоря. На них он изображен с наградами на груди. Помимо своих фотографий свидетель демонстрирует групповые фото высокопоставленных коллег по бывшей работе. Он рассказывает о некоторых из них.
Эгмонт Кох утверждает, что он перепроверял личную информацию, которой с ним поделился Игорь. При этом он говорит, что многое еще предстоит подтвердить. Но многочисленными фактами автор фильма не может поделиться в целях безопасности своего собеседника.
Подтверждения
Для того, чтобы удостовериться в словах Игоря, автор фильма даже слетал в США. Там он поговорил с соответствующим экспертом.
В Бостоне Кох встретился с Юрием Фельштинским, американским историком, специализирующемся по России. По мнению Коха, Фельштинский считается лучшим нероссийским экспертом по спецслужбам России. На фотографиях, которые Игорь передал Коху, Фельштинский узнал многих кремлевских людей, вовлеченных в борьбу с Западом.
Каждый второй чеченец, приехавший за последние пять лет в страну, по мнению Мицаевой, является засланным агентом ФСБ
Для того, чтобы собрать полную картину, основываясь на заявлениях других источников, Кох пообщался также с общественниками из Германии, например, с Эккехардом Маассом, являющимся председателем Германо-кавказского сообщества в Берлине. Маасс зявляет, что в Чечне сложилась абсолютно тоталитарная система, поэтому неудивительно, что люди все бегут в Европу.
Эгмонт Кох поговорил также и с чеченцами Германии, среди которых поэт Апти Бисултанов и Рубати Мицаева.
Чеченцы в фильме рассказывают о том, что в республике отсутствуют какие-либо свободы, диссидентское движение просто невозможно.
Рубати Мицаева вторит словам Игоря, заявляя, что за последние пять лет огромное количество ФСБшников проникло на территорию Германии, каждый второй чеченец, приехавший за этот период в страну, по ее мнению, является засланным агентом ФСБ.
Игорь обращает внимание на молодых спортсменов чеченского происхождения, которые проживают в Германии и Австрии. Он отмечает, что они часто завербованы спецслужбами России.
Игорь обращает внимание на молодых спортсменов чеченского происхождения, которые проживают в Германии и Австрии. Он отмечает, что они часто завербованы спецслужбами России
В фильме приводят пример бывшего спортсмена Тимура Дугазаева, который одновременно является руководителем чеченской диаспоры в городе Киле. Он является сторонником Рамзана Кадырова, участвует в митингах в его поддержку, получил политическое убежище в Германии. Потому автор фильма и недоумевает, как можно быть одновременно другом и врагом Кадырова.
Игорь также не может понять, как эти две вещи могут быть совмещены в одном человеке. При этом он ссылается на свой пример: что он сам, например, не может поехать в Россию.
В то же время в ведомстве, ответственном за предоставление убежища, автору фильма разъяснили, что в каждом случае решение принимается индивидуально.
В фильме говорится о том, что до отправки в Европу ФСБ делает фальшивые документы для прибывающих из Чечни беженцев, чтобы они без проблем получили политическое убежище.
При этом Дугазаев говорит, что они общаются с прибывающими беженцами и могут определить опасны они или нет. Он также подчеркивает, что у него имеется прямой контакт с главой Чечни, поэтому ему не нужно иметь обратную связь со спецслужбами России.
Фильм завершается рассказом о том, что Путин предпочитает оказывать психологическое давление в пропагандистской борьбе. По признанию Игоря, он как раз отвечал за борьбу с политическим экстремизмом и терроризмом и по работе ему приходилось подслушивать телефонные разговоры политиков и проводить манипуляции в интересах путинского режима. Эту работу он характеризует грязной. И в том числе поэтому он решил покинуть Россию.