Ссылки для упрощенного доступа

Ислам как "бедный родственник"? Новая дискуссия о запрете никабов после нападения в метро и рейда в Дагестане


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

В России вновь разгорелась дискуссия о допустимости ношения никаба – полностью закрытой мусульманской одежды. Причиной стали нападения на мусульманок в российских регионах и задержание в Дагестане нескольких верующих. В прошлом году подобная волна обсуждений закончилась громкими высказываниями в Кремле и временным запретом на никаб от дагестанского муфтията. Чем может закончиться нынешняя волна борьбы с этой одеждой – в материале сайта Кавказ.Реалии.

В последний раз идея о запрете никаба прозвучала в середине апреля. Член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Ева Меркачева заявила, что нужно "проблему решать на государственном уровне" и вносить "правовую определенность".

"Люди, которые пользуются общественным транспортом, должны быть на виду, мы должны понимать, кто это. Ведь по мимике, по выражению глаз можно определить, что он задумал… когда лицо в гневе, в злобе, в ненависти или отстраненное", – цитирует Меркачеву радиостанция "Говорит Москва".

Властям выгодно поддерживать накал страстей и раскручивать механизм агрессии

Так член СПЧ прокомментировала конфликт в московском метро, который случился еще в конце марта, но известность получил позже. Тогда 61-летняя бывшая журналистка Наталья Медведева увидела в вагоне мусульманку в никабе. Медведева была "в шоке от подобной пропаганды шариата в Москве" и "решила снять" с женщины никаб, а чтобы "было удобно" – "подошла, села и начала фотографировать" – так о случившемся она рассказала телеграм-каналу "Осторожно, новости".

Однако суд охарактеризовал действия Медведевой иначе – как мелкое хулиганство. В определении суда сказано, что женщина "оскорбительно приставала к гражданке" и "прилюдно пыталась снять с нее элемент одежды, хватая ее за голову". В итоге за Медведеву отправили под административный арест на 10 суток, потом этот срок сократили до недели.

Наталья Медведева – бывшая заложница полевого командира Шамиля Басаева во время захвата больницы в Буденновске в 1995 году. Как следует из ее дневника, Медведева добровольно сдалась в качестве одной из сопровождающих боевиков, которым предоставили коридор для выезда в Чечню. Незадолго до этого во время боев в городе экс-журналистка получила контузию и ранение в голову.

За арестованную после конфликта в метро вступились националисты, которые, например, обвинили судью в "лоббировании мигрантов" и требовали более сурового наказания для них. Даже учитывая, что заступившегося за спутницу молодого человека из Таджикистана арестовали на более долгий срок – ему дали 13 суток.

Позже глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что против этого человека завели еще и уголовное дело о хулиганстве – наказание по нему гораздо строже аналогичной административной статьи и предполагает вплоть до пяти лет лишения свободы.

Через несколько дней после этой истории появились сообщения о задержании в дагестанском Хасавюрте в том числе и девушек в никабах. Рейд якобы длился несколько дней, всех задержанных ставили на учет в полиции, писала местная газета "Черновик".

Власти Дагестана происходящее комментировали противоречиво. В республиканском министерстве по национальной политике и делам религий заявили, что проходящий рейд не направлен исключительно против женщин в никабах и никак не связан с муфтиятом. При этом глава МВД Дагестана Абдурашид Магомедов провел параллель между никабами и террористической опасностью, с профилактикой которой якобы и была связана операция полиции.

"Почему мы, МВД, не должны проводить профилактические мероприятия с категорией людей, которые с точки зрения правоохраны могут быть опасны?.. Мы установили личность, живет своей жизнью человек, да пусть надевает все, что угодно, это его проблемы. Мы должны понимать, что от этого человека не исходит опасность для окружающих", – сказал Магомедов. Видео с его выступлением опубликовало издание "Молодежка".

"Второй фронт"?

Дагестан также был в центре прошлого скандала с никабами – сразу после нападений на церкви и синагоги летом 2024 года. Тогда запретить эту одежду потребовал Бастрыкин – некоторые источники сообщали, что под никабами пытались скрыться боевики, однако эта информация не подтвердилась.

Главу Следкома поддержали представители Русской православной церкви, Координационный центр мусульман Северного Кавказа и муфтият Дагестана, который вступил в борьбу с отделом фетв (запретов). В последнем не увидели "достаточных оснований для вынесения решения о всеобщем запрете никаба". В обход этого органа муфтият республики вынес "временный запрет" на закрытую одежду "до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения". Такое же решение позже приняли в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. О снятия запрета в этих республиках не сообщалось – следовательно, он действует до сих пор.

Ислам могут признать на правах младшего брата или даже, скорее, бедного родственника

Постоянная дискуссия и скандалы вокруг никабов – это так называемый второй фронт, который после вторжения в Украину с новой силой открыли власти внутри самой России, убежден исламовед, автор телеграм-канала "НЕРУССКИЙ" Ринат Мухаметов. Лидером этой кампании по "сдерживанию исламизации" сейчас является заместитель председателя нижней палаты парламента Владислав Даванков, считает эксперт.

Он напомнил, что именно Даванков внес законопроект о возможности запрета религиозной одежды в образовательных учреждениях и общественных местах – помимо никабов под это определение также попадает, например, хиджаб, который скрывает волосы и шею. Инициатива вызвала критику и даже прямые угрозы – например, от депутата Госдумы из Чечни Адама Делимханова.

Закон пока не приняли – в сентябре прошлого года правительство отправило его на доработку.

В том, что власти все-таки введут какие-то конкретные меры, сомневается политолог Руслан Айсин.

"В какой-то степени властям выгодно поддерживать накал страстей и раскручивать механизм агрессии, ведь мусульман можно выставлять в качестве внутренних врагов. Либералы, украинцы и Запад появились потом, сначала, особенно с приходом Путина, главными оппонентами были мусульмане. В 1990-е для них закрепился идиотский термин "лица кавказской национальности", – напомнил Айсин.

По версии исламоведа Рината Мухаметова, преследования мусульман, рейды по мигрантам, запреты на строительство мечетей напрямую связаны с "русским миром", которым Кремль оправдывает войну против Украины.

"Мне кажется, что речь идет о выведении ислама из федеральной повестки в региональную, то есть, чтобы это была религия отдельных регионов и народов. Оставить лишь одну центральную, а ислам в рамках "русского мира" признать на правах младшего брата или даже, скорее, бедного родственника", – считает эксперт.

При этом общая нервозность и частные конфликты между немусульманами и мусульманами не всегда провоцируют сверху, признает Мухаметов. В обстановке нетерпимости у некоторых людей может возникнуть ощущение вседозволенности, которое и толкает их на нападения, например, на женщин в никабах.

Однако исламовед, так же, как и Руслан Айсин, сомневается, что российские власти все-таки примут решение о запрете на ношение никаба.

"Это слишком скандальная инициатива, а мусульманский мир очень нужен России в условиях противостояния с Западом. Возможно, по этой причине власти и решили не обострять, хотя на практике им ничего не мешало и не мешает таким запретам на местах", – заключил Ринат Мухаметов.

  • Российское Федеральное агентство по делам национальностей заявило, что Дагестан "находится на грани социального взрыва", а также указало на "усиливающуюся исламизацию", связав ее с влиянием республиканского муфтията. При этом духовное управление мусульман региона на протяжении многих лет занимает исключительно провластную позицию, указывают опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты.
  • В июле прошлого в московском метро женщина напала с ножом на пассажирку в хиджабе – та защитилась при помощи перцового баллончика. Когда другие пассажиры вмешались, нападавшая проявила агрессию и к ним. По данным полиции, она была пьяна. Подобные инциденты продолжились и в сентябре: тогда полиция Москвы зарегистрировала заявление двух несовершеннолетних девушек – уроженок Дагестана, к которым на улице пристала случайная прохожая из-за того, что те были в хиджабах.
  • Ситуация с хиджабом в России вновь привлекла внимание общественности в начале этого года: на этот раз в центре обсуждений оказалось задержание несовершеннолетней девочки в Хабаровском крае и последовавшее выступление в ее защиту чеченского омбудсмена Мансура Солтаева. При этом в самой республике власти умалчивают о нарушениях прав женщин.


Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG