В России пытаются запретить никабы. Этот женский головной убор давно вне закона в Чечне, теперь его запрещают и в Дагестане, правда, пока временно. Религиозные деятели даже не скрывают, что это решение вынесли под давлением светских властей. А их коллеги из других республик пока сопротивляются, например, муфтий Башкортостана резко выступил против запрета религиозной одежды и атрибутики.
В программе Радио Свобода "Человек имеет право" проблему обсуждают ведущая Марьяна Торочешникова и участница Северокавказской правозащитной группы "Марем" Екатерина Нерозникова.
Марьяна Торочешникова: Где-то в России массово носят никабы?
Екатерина Нерозникова: Нет, мне кажется, давно уже не носят. Я, конечно, встречала женщин в никабах, но это редкость. Это не кажется проблемой, которую встречаешь каждый день.
Марьяна Торочешникова: Почему же это вызвало такую дискуссию на Северном Кавказе?
Екатерина Нерозникова: Например, дагестанский муфтият действует так: куда партия сказала, туда я и иду. Так было все время. И понятно, почему сейчас это исходит из Дагестана. Там недавно был теракт, и нужно показать, что "мы как-то боремся с терроризмом, и вот мы победили никаб". Я смеюсь, но на самом деле мне не смешно, это смех от безысходности. Я смотрела материалы по поводу последнего теракта в Дагестане и не видела там ни одного мужика в никабе, который нападал бы на полицейских.
Но все равно эта борьба направлена на тех, кто совсем не может сопротивляться, – на крошечное меньшинство женщин, живущих в стесненных религиозных условиях. Пусть это касается хоть одной женщины, хоть ста – без разницы, но если из-за этого пострадает хоть одна женщина, значит, это вредный закон. Я знаю несколько человек, которые сами выбрали для себя носить никаб во взрослом возрасте. Но кто-то живет в семье в таких условиях, где выходить на улицу они могут только в никабе. И вот эти люди сейчас пострадают.
Дагестанский муфтият действует так: куда партия сказала, туда я и иду
Есть сторонники защиты потенциального закона о запрете никаба. Один из основных их аргументов: пусть они носят хиджабы, женщины порабощены этим никабом, вот его запретят – и им же будет лучше. Но где хоть раз закон так работал в России? Их принуждают к этому решению. И вот какие-то мужики в семье вдруг скажут: "Ладно, что ж поделать-то, теперь придется ей ходить с хвостиком на улицу". Нет, конечно. Ее просто посадят дома. И дагестанский муфтий тоже прекрасно это понимает. Он сказал: "Если ты хочешь, чтобы твоя жена ходила покрытая, держи ее дома, чтобы никто не видел". И ему все хлопают! Все эти запреты в итоге обернутся отсутствием возможности ассимилироваться, входить в социальную среду женщинам, которые в этой одежде ходят: они не смогут ходить на улицу, учиться, работать.
Это очень плохо. Теракты совершают мужики, а страдают женщины. Запретите уже что-нибудь мужикам! Оставьте в покое женщин!
Марьяна Торочешникова: На волне споров вокруг допустимости никабов в Госдуме предложили полностью запретить ношение религиозной одежды и атрибутики в учебных заведениях, чем сразу навлекли гнев муфтиев Северного Кавказа и других мусульманских лидеров, которые сочли предложение антиисламским. Они говорят: "Давайте все запретим, не только никабы, но и хиджабы, и платки, и крестики, вообще все, что может как-то ассоциировать человека с его религией". Авторы этого законопроекта ссылаются, в частности, на статьи федерального закона "Об образовании", где говорится о светском характере образования и равных условиях обучения для всех, независимо от религиозных убеждений. Но при этом забывают про статью Конституции, где говорится о свободе совести и вероисповедания.
Екатерина Нерозникова: Это вообще смешно! Но об этом вспоминают регулярно, раз в несколько лет: давайте запретим. И обязательно исламскую одежду. А батюшку приглашать на беседы с детьми – это нормально?! Такое ведь реально происходит в школах. Я думаю, если бы в какой-нибудь школе, например, в Дагестане с каких-нибудь учениц поснимали крестики, – это был бы просто скандалище.
Тут я понимаю представителей исламских религиозных организаций, говорящих, что речь идет именно о дискриминации мусульман. И это происходит регулярно. Было очень много историй, когда девочек в хиджабах не пускали в школу, отчисляли. Это совершенно непонятный популизм, который можно объяснить только тем, что людям не с чем бороться, поэтому они регулярно борются с исламской религиозной одеждой.
А батюшку приглашать на беседы с детьми – это нормально?!
Даже если такой закон примут, то он будет прямо нарушать Конституцию и не будет соблюдаться. Он может работать только на усмотрение отдельного субъекта Федерации, но не может быть общероссийским, это просто нереально. И сложно представить, чтобы в учебных заведениях, например, в Чечне обязали какую-нибудь девушку снять хиджаб. Ничего у них не получится! Они вносят смуту, и еще говорят при этом, что борются за права человека, толерантность и спокойствие.
Марьяна Торочешникова: Под лозунгом "Россия – светское государство".
Екатерина Нерозникова: Это смешно, учитывая, что часто навязываются религиозные постулаты от РПЦ. То есть РПЦ можно, а остальным – вопрос. А государство светское! И у людей голова напичкана всей этой пропагандой. Нужно на ком-то оторваться – нашли себе врага. И опять врагами стали женщины. Какое-то женоненавистническое государство, получается.
- Муфтият Дагестана рекомендовал женщинам отказаться от никаба и при необходимости прикрывать лицо веером или частью платка, следует из шариатского решения. Религиозный орган, ранее не нашедший оснований для запрета никаба в республике, опубликовал расширенные разъяснения по этому вопросу.
- Опрошенные сайтом Кавказ.Реалии эксперты считают, что запрет никаба – лишь очередное проявление ксенофобии в России и создание видимости "борьбы с радикалами".
Форум