Дагестан и Ингушетия оказались самыми последними из регионов России по уровню доступности ипотеки для населения. Согласно данным РИА “Рейтинг”, в Дагестане позволить себе взять жилье в ипотеку могут 7% жителей, в Ингушетии - 8,4%.
Остальные северокавказские республики тоже “плетутся в хвосте”: в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии ипотечное кредитование доступно 10,6% населения, в Северной Осетии - 13,1%. А вот в Адыгее доступность ипотеки даже выше среднего по Кубани показателя: если в Краснодарском крае ее могут позволить себе 17% жителей, то в Адыгее - 17,8%. На Ставрополье ипотека доступна 23% граждан, Чечня в списке вообще отсутствует.
При этом средний показатель по России - 25,8%. Выше всего доступность ипотеки в Ямало-Ненецком автономном округе (66,3%), Чукотском АО (56,1%) и Ханты-Мансийском АО (53,8%), а также в Магаданской и Мурманской областях - 52,6% и 43,7% соответственно. Москва оказалась в рейтинге аж на 57-м месте, из-за высоких цен на жилье ипотека там доступна лишь 22,1% населения. В Петербурге купить квартиру в ипотеку могут 29,4% жителей, в Московской области - 35,4%.
Цены за квадратный метр на Северном Кавказе очень разнятся. Так, по данным базы “Росриэлт”, квадратный метр в Махачкале стоит 29,2 тыс. рублей, в соседнем Каспийске - 29,5 тыс. рублей, во Владикавказе - 40,7 тыс. рублей, в Пятигорске - 46,5 тыс. рублей, а в Сочи - 95,4 тыс. рублей.
Религиозный фактор
В Дагестане ипотека очень востребована, но владельцы предпочитают свои квартиры ипотечникам не продавать, сказала “Кавказ.Реалии” Римма Сулейманова, специалист по недвижимости махачкалинского агентства “Колизей”.
“Во-первых, в случае ипотеки деньги нужно будет подождать - полтора-два месяца. А при расчете наличкой сделка оформляется быстро. Плюс с ипотекой больше возни. Если за наличный расчет продажа - дело на час, то тут продавцам приходится чаще отлучаться от своих забот, чтобы что-то подписать, привести документы в порядок, ведь банк запрашивает документацию в идеальном порядке”, - поясняет эксперт.
“Во-вторых, есть вопрос религии, - продолжает Сулейманова. - По исламу всё, что связано с кредитами, запрещено. Поэтому некоторые наши продавцы отказываются от ипотечников, объясняя это тем, что не хотят связываться с греховными делами”.
Впрочем, признается риэлтор, материальные опасения - бюрократических проволочек, необходимости ожидания денег - превалируют над духовными.
“Когда ипотека была не так распространена, еще года два-три назад, люди боялись с ней связываться. Думали - как это, мы с документами расстаемся, всё отдаем, а на руки ничего не получаем. А сейчас многие уже слышали - от родственников, от друзей, что, мол, продали по ипотеке - и всё нормально, это реальная продажа, и уже лучше ситуация, продавцы чаще на это соглашаются”, - отмечает Сулейманова.
Проблема с ипотекой в Дагестане до недавних пор заключалась еще в том, что такая сделка предполагала для покупателя дополнительные траты - на взятку сотруднику банка, рассказал “Кавказ.Реалии” ведущий специалист другого махачкалинского агентства недвижимости “Риэлт Сервис” Гаджияв Ибрагимов.
“В Дагестане ипотеку дает, в основном, Сбербанк. Раньше там было типа мафии - без “отката” работникам банка, которые одобряют кредит, ипотеку получить было сложно. И клиентам она обходилась еще дороже. Но около полугода назад в дагестанском Сбербанке сменилось руководство, и они начали исправлять свои ошибки, ситуация значительно улучшилась”, - отметил он.
По словам обоих риэлторов, спрос на недвижимость в Дагестане, если сравнивать с предыдущими годами, не изменился, просто немного сместился: теперь стало гораздо больше новостроек, и вторичное жилье не так популярно.
Цены на недвижимость в Дагестане за последние годы также принципиально не поменялись, хотя в начале 2015 года был временный резкий рост - в связи с падением рубля и охватившей всю страну паникой.
Процент высокий, а зарплаты небольшие
Квартира, выставленная на продажу в Махачкале, сейчас уходит за месяц-два. Гораздо хуже дела обстоят в Назрани.
“У нас у людей очень маленькие зарплаты, а проценты в банках - высокие, покупка жилья в ипотеку, да и вообще - не очень доступна”, - заявил “Кавказ.Реалии” Заур Таршхоев из ингушского центра недвижимости “Дом”. “Люди зарабатывают по 10, 15, максимум 20 тысяч рублей - какая тут ипотека?” - сетует он.
Подавляющее большинство из тех, кто берет квартиры в Ингушетии в кредит, это граждане “по линии МВД”, военные. “Им выдают жилищные сертификаты - там накопительная сумма, она бывает и миллион, и полтора, доходит даже до двух. А часть денег им приходится брать в банке в кредит. При этом у них высокие зарплаты. А остальным всем это не по карману”, - объясняет Таршхоев.
“Кроме того, брать и давать под проценты - это харам. У нас 50-70% жителей и не взяли бы ипотеку, из-за религии. От безысходности - еще может кто-то купить. А так… Там и процент высокий, и зарплаты небольшие, еще и грех - так что, в основном, люди отказываются от этого варианта”, - заключает собеседник.
По его словам, до падения рубля в 2014 году жилье покупалось гораздо лучше, несмотря даже на то, что недвижимость с тех пор подешевела: тогда квадратный метр стоил 27-28 тыс. рублей, а сейчас - 25-26 тыс. рублей. Теперь квартира в Ингушетии может стоять на продаже до полугода - денег нет, и спроса нет.