Пилотные проекты по исламскому банковскому обслуживанию готовятся внедрить в Северо-Кавказском федеральном округе. Об этом на днях заявил вице-президент Сбербанка Игорь Буланцев в ходе визита в Ингушетию.
Главная отличительная черта финансовых услуг при банковском обслуживании по исламским правилам - отказ от ссудного процента и осуществления операций, сопряженных с высоким риском. В них клиент выступает в качестве партнера, а не заемщика.
Внедрение исламского банкинга предполагает создание специального совета при Центральном банке России, арбитражной инстанции, которая будет оценивать, соответствуют ли те или иные решения банков принципам шариата.
Между тем Буланцев не уточнил, готова ли российская финансовая система к подобным преобразованиям. В Совете Федерации же еще в мае 2017 года заявляли, что Банк России и законодательство не готовы к распространению исламского банкинга.
Могла ли ситуация кардинально измениться за несколько месяцев?
Партнерские финансы выдают за исламский банкинг
Инициативу Сбербанка нельзя назвать исламским банкингом, считает наш источник из российского финансового сообщества.
"В настоящее время Сбербанк использует принципы 'партнерских финансов' для кредитования бизнеса, а не физических лиц, поэтому говорить о том, что финансовая структура начала практиковать исламский банкинг в полном объёме, преждевременно", - поясняет на условиях анонимности собеседник "Кавказ.Реалии".
На это указывает и тот факт, что при Банке России действует межведомственная рабочая группа. Это группа партнерского, а не исламского банкинга. Это означает, что за религиозно-этической стороной рабочая группа следить не будет.
Возможность создания шариатского совета что на данный момент в рабочей группе по партнерским финансам не обсуждается даже
"Создание шариатского совета при Банке России или при участии Банка России противоречило бы российскому законодательству, в том числе конституционному принципу государства", - сообщили "Кавказ.Реалии" в пресс-службе Центробанка.
География исламского банкинга
По данным международной компании Ernst&Young, в мире насчитывается 65 банков, использующих принципы исламского банкинга. В них входят как банки, которые целиком функционируют по исламскому принципу, так и традиционные банки, где есть окошко с услугами, соответствующими шариату.
По большей части эти банки принадлежат странам с большой долей мусульманского населения - Алжир, Бахрейн, ОАЭ, Индонезия, Турция, Великобритании и др.
Об особенностях функционирования исламского банкинга в Соединенном Королевстве в России осведомлены, по крайней мере, в профессиональных кругах. Так, источник "Кавказ.Реалии" в финансовых кругах России отмечает, что в Великобритании так называемые "исламские окна" в традиционных банках было разрешено создать на период до десяти лет. По его словам, после истечения этого срока "исламские окна" должны будут определиться, будут ли они полностью отдельными исламскими банками или же исчезнут вообще.
"Это - переходная модель. Она принята, потому что достаточно большая часть населения Великобритании не вовлечена в традиционную банковскую систему. Эта часть граждан происходит из стран с традиционно высокой долей мусульманского населения, и, как правило, из числа недавно прибывших в страну", – отмечает эксперт.
Применим ли исламский банкинг в России?
Источник "Кавказ.Реалии" считает, что исламская модель в настоящее время применима прежде всего в странах, где ислам является господствующей религией.
"Если же говорить о других странах, то здесь применимы принципы так называемых партнерских финансов", - делится он. Судя по тому, что делает Банк России, речь как раз идет не об исламском банкинге, а о партнерских финансах. Из этого следует, что руководство Сбербанка просто подменяет понятия, называя партнерские финансы исламским банкингом.
В пресс-службе Сбербанка отказались комментировать ситуацию.
Между тем как у исламского банкинга, так и у партнерских финансов имеется большой недостаток.
Источник "Кавказ.Реалии" из российского финансового сообщества полагает, что главным риском применения принципов партнерских финансов в случае привлечения средств физических лиц в странах с существующей системой гарантирования вкладов является то, что при партнерских финансах государство не может и не имеет права гарантировать вклады граждан.