На Кавказе с каждым годом становится все больше сторонников чайлдфри - людей, которые осознанно выбирают жизнь без детей. Физиологически они способны к деторождению, однако не хотят рожать, объясняя свой выбор разными причинами.
Первые чайлдфри появились на волне эмансипации в США, а в 1990-е это неорганизованное движение, точнее, даже идеология приобрела популярность. Постепенно чайлдфри появились и в России, а сейчас их все больше и на Кавказе.
"Мне кажется, что рожать ребенка в современном мире очень жестоко. Это все равно, что тебя, не спрашивая, сажают в машину, привозят в какое-то незнакомое место - и выпускают. Ты не просил этого делать, но, прости, чувак, теперь живи с этим", - рассказал Кавказ.Реалиям житель Владикавказа Георгий Цой. Ему уже за 30, и решение не иметь детей он принял еще будучи студентом.
Большинство из опрошенных Кавказ.Реалиями людей не отрицают, что когда-нибудь, возможно, изменят свою точку зрения.
"Меня пока не тянет и не хочется, - рассказывает жительница Владикавказа Лидия. – Может, и никогда не захочется. Откуда мне знать, что меня ждет завтра? Вдруг я влюблюсь и захочу от этого человека пятеро детей? А вдруг останусь одна и умру в одиночестве. Оба варианта я одинаково спокойно расцениваю, не пугает ни то, ни другое".
Житель Моздока Николай Чекулаев рассказывает, что он еще в 14 лет решил, что не будет иметь детей.
"На данный момент я категоричен в своем мнении, надеюсь на то, что в будущем я не изменю своих взглядов, - говорит Николай. - Но я человек, развиваюсь и могу в любой момент поменять свое мнение. Но не хотелось бы".
Объясняя причины, по которым он пришел к своему нынешнему мировоззрению, Николай прежде всего называет желание делать карьеру – сейчас ему 24.
"Я человек-карьерист, - подчеркивает он. - Был бы у меня ребенок, я б не достиг всего того, что имею сейчас. Плюс... Вижу всех этих «яжматерей», и... Нет... Не мое это, наверное... Хоть и сложно бывает, у нас на Кавказе почти «нет ребёнка - не человек»".
Он добавляет, что многие родственники и знакомые не одобряют его выбор.
"Это и бесит... Им не перестаешь объяснять, а они свое: «внуки, племянники, крестные - это же святое», - отмечает Николай. - Я люблю детей моих близких, а они считают, что я просто «понтуюсь», в глубине души желая ребёнка. И не докажешь, что это не так".
Зато получается просто с девушками: по словам Николая, он изначально общается лишь с теми, кто придерживается схожих взглядов.
Семейная пара – проживающие во Владикавказе Станислав и Тамара – поженились три года назад. Среди прочего их связывает и нежелание иметь детей.
"Я вообще не понимаю смысл заводить детей на планете, которая станет непригодна для существования лет через 20, если не раньше, - говорит Станислав. – И этого уже не избежать, но и не ускорить. Главное – рост экономических показателей, а для этого нужен рост потребления, то есть увеличение числа потребителей. А большинство и рады быть инкубаторами. Но чем больше детей, тем хуже уровень жизни. И получается замкнутый круг".
По мнению некоторых психологов, многие как раз смотрят на рождение детей через социально-экономическую призму, задумываясь об их будущем. В результате рождение детей откладывается на момент, когда будет решен квартирный вопрос, а финансовая подушка будет крепче, чем в момент брака. Кроме того, по мнению психологов, потенциальные родители заранее беспокоятся о будущем детей при возможном разводе.
"Отчасти некоторые не хотят заводить детей, потому что наблюдают картину частых разводов и потом деление детей, - объясняет Кавказ.Реалиям психолог Ламара Исмаилова. - Другими словами, у них нет ощущения безопасности и стабильности, чтобы брать на себя ответственность за рождение детей".
Психолог Залина Текоева указывает, что на Кавказе традиционная семья – многодетная.
"Это не европейская модель, а больше восточная, в которой семьи всегда славились большим количеством детей, - говорит Текоева Кавказ.Реалиям. - У нас в Осетии особенно, потому что осетинки, по сравнению с женщинами всего Кавказа и Закавказья, рожали намного больше. Некоторые грузины, например, считали, что нужно жениться на осетинке, потому что она тебе родит много детей. Но в последнее время я очень часто сталкиваюсь с тем, что очень много людей, даже среди кандидатов в приемные родители, говорят: «Я не хочу рожать», «Я не хочу портить тело» и так далее".
Текоева оправдывает таких людей, объясняя это тем, что сейчас идет быстрое развитие общества: "Наверное, это выбор каждого человека, и раз мы большими шагами идем в эпоху нового времени, мы, наверное, стремимся к европейской модели жизни. И там, конечно, все живут для себя, жизнь «для детей» там актуальна в меньшей степени. Поэтому европейцы рожают ближе к 40 годам и одного ребенка максимум. И мы, наверное, тоже к этому идем".
По словам психолога, причин для такого выбора может быть достаточно много, и некоторые из них оправданы.
"Возможно, они на сегодняшний момент своей жизни еще к этому не пришли, - объясняет специалист. - Есть стереотип, что тебе для полноценности нужны дети, и чтобы отойти от стереотипов и реально идти за своим внутренним желанием, конечно, человек должен сам решить, нужно это ему или нет, есть у него потенциал быть родителем или нет. Ведь у многих нет такого потенциала. Иногда попадаются 50-летние инфантилы, и думаешь, ну что он может дать своему ребенку? Или дети, в работе с которыми ты понимаешь, что родитель им ничего не дает. Если человек здраво оценивает свои знания, возможности, ресурсы, силы, он понимает, что ему нечего дать, что ему еще самому надо побыть в детстве, я считаю, что это честно по отношению к детородству".
Тем не менее, Текоева не поддерживает эту идеологию.
"С другой стороны, рассуждая о том, нормально это или нет – конечно, нет, - рассуждает психолог. - Было бы здорово, чтобы любой человек, пройдя все этапы жизни, понял, что он часть этого жизненного потока и что мы в этот мир приходим на очень короткий период, чтобы оставить свое продолжение, частичку себя. Все, что ты можешь сделать хорошего в этом мире – это оставить в нем продолжение этого хорошего. С этой точки зрения, более божественной, более глубокой, было бы здорово, чтобы каждый человек к этому осознанно пришел".
Председатель общественной организации "Иудзинад" Батраз Кучиев считает, что мода быть свободным от детей обязательно пройдет.
"Чисто по-человечески – ну как можно не иметь детей? – вопрошает Кучиев. - Это продолжение рода, традиций, фамилии, культуры. Даже если это поветрие охватит лишь небольшую часть общества, это все равно может привести к катастрофе. Самое первое, что подвергнется дискредитации – это традиции, это мораль. Эта идеология вражеская, внедренная какими-то технологиями. И есть люди, которые подхватывают всякие модные стили. Им не хватает самодостаточности яркой, они пытаются следовать новомодным течениям. С такой идеологией общество превращается в стадо, у которого нет будущего".
Отсутствие материальной базы для рождения детей Кучиев не считает достаточной причиной для отказа от них.
"Возьмем трудные довоенные, послевоенные времена, времена после революции – тогда было по 8-9 детей, - объясняет он. - Их трудно было выкормить, но их вырастили чистыми, честными, с совестью. А сейчас посмотрите вокруг? Люди живут нормально, разве что с золотых тарелок не едят. Чайлдфри просто прикрывают свой антиобщественный выпад подобными причинами. Но это пройдет. Грустно от того, что такое явление вообще есть. Неужели из всего разнообразия того, что предоставляет жизнь, они выбрали именно это. Может быть, некоторым не помешало бы даже пройти курс лечения".
С религиозной точки зрения не иметь детей в браке, если оба супруга здоровы, неприемлемо, следует из "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". В разделе, посвященном вопросам биоэтики, говорится, что отказ от деторождения из эгоистических мотивов является грехом.
Имам Хамди Назимов говорит, что и в исламе с рождением детей все очень строго.
"В семье должны быть дети, - сказал Кавказ.Реалиям Назимов. – Я не знаю, кто может отказаться – это Божий дар. Мы должны что-то после себя оставить. Я не понимаю, я даже не могу думать о том, чтобы мусульманин не хотел иметь детей. Иногда даже врач запрещает рожать, требует аборт, говорит, что ребенок родится больным, а люди все равно рожают. Объясняют: если Бог дал, то мы принимаем. И если кто-то ссылается на материальные причины - это старшие должны решать, а не молодежь. Мы постоянно говорим молодежи: если Бог дал ребенка, то все остальное он тоже даст! Если птичка из гнезда вылетает, она возвращается сытая".
Назимов рассказывает, что гораздо чаще его просят о содействии в рождении ребенка: помолиться, посоветовать какие-нибудь травы. "И, слава Богу, очень часто помогает", - добавляет он.
На сегодняшний день чайлдфри на Кавказе – это, скорее, исключение из правил. Зачастую во многих семьях воспитывается сразу по несколько детей. Тем не менее, в тематических группах в социальных сетях объединяются люди, придерживающиеся противоположных взглядов. Среди них есть и жители Кавказа.