Северный Кавказ, и Чечня особенно, - это довольно консервативные регионы, сочетание "традиционные семейные ценности" имеет там еще большую актуальность, чем в России, где на государственном уровне также пытаются оперировать этими понятиями.
"Семья в Чечне воспринимается как союз, созданный раз и навсегда, поэтому очень не приветствуются разводы, в случае развода социальный статус женщины сильно понижается", - рассказывает гендерный координатор Фонда имени Генриха Белля в России Ирина Костерина.
Однако ситуация меняется, отмечает она. Так, женщины, которые раньше изгонялись из семьи супругом, и это был развод, теперь все чаще выступают его инициатором.
"И это при том, какие риски несет развод женщине, - подчеркивает Костерина. - В Чечне дети после развода остаются в семье мужчины. Разведенной женщине очень трудно выйти замуж повторно. Зачастую она остается безо всякого имущества и в родной семье ей могут быть совсем не рады".
Для обозначения разведенной женщины в чеченском языке есть даже оскорбительные слова, предполагающие ее легкую доступность. Ничего подобного мужчина после развода не испытывает.
Несмотря на все это, число разводов в последние годы стало расти, и женщины сами идут на этот шаг, особенно если в семье есть насилие, отмечает эксперт.
"В 2014 году мы проводили исследование по положению женщины на Северном Кавказе, спрашивали о причинах разводов. Первая причина - это насилие со стороны мужа, психологическое и физическое. Чечня среди четырех республик (в исследовании также рассматривались Ингушетия, Дагестан и Кабардино-Балкария - прим. ред.) показала самый высокий уровень домашнего насилия", - рассказывает Костерина.
Второй главной причиной оказалось насилие со стороны свекрови: "В Чечне женщина приходит в семью мужа, где очень властной фигурой является его мать, она принимает основные решения - и часто относится к невестке как к служанке".
Третья важная причина разводов - появление у мужа второй жены.
По словам Костериной, рост числа разводов начался после войны, которая сильно изменила социальную ткань в Чечне: "Во-первых, общество после войны осталось очень насильственным, этим можно объяснить «лидерство» Чечни по уровню домашнего насилия среди соседних республик".
"Во-вторых, война во многом сломала традиционные гендерные отношения. Миф о жене-домохозяйке - это только миф, женщина - главный экономический субъект в Чечне. Но говорить об этом открыто не принято, на уровне риторики поддерживается традиционная картинка о мужчине-кормильце", - рассуждает она.
"По факту же многие женщины в Чечне экономически более успешны, чем их мужья. У них хорошее образование, несколько бизнесов, они работают утром учителем, вечером репетитором, а муж еле-еле перебивается таксистом, разнорабочим или вообще сидит на пособии по безработице", - говорит Костерина.
Но если спросить эту женщину, как в ее семье распределяются роли, она будет говорить, что муж работает, а она за хозяйством следит. "И это отчасти правда - домашнее хозяйство, «вторая смена» в подавляющем большинстве случаев все равно остается «священной» женской обязанностью", - поясняет социолог.
Все эти факторы - многоженство, общественная и финансовая уязвимость женщины в случае развода - заставляют чеченок все более осторожно относиться к браку, отмечает эксперт. По ее словам, многие начинают откладывать замужество, стремясь сначала получить образование, найти хорошую работу. Негативные примеры матерей, старших сестер говорят им, что нужно все-таки надеяться на себя, мало ли что.
Есть изменения и внутри семьи, добавляет исследователь: "Молодые жены все чаще хотят жить отдельно от родителей мужа. Кстати, мужчины поддерживают эту тенденцию, так как в случае конфликта между матерью и женой они оказываются в его центре, кому это понравится. И даже среди старшего поколения уже наблюдаются такие настроения: родители сами говорят, что, мол, пусть лучше молодые живут отдельно. Это общекавказская тенденция, в Чечне она проявляется в том числе".
Еще одна примета либерализации семейных отношений в Чечне - набирающее популярность "ответственное отцовство", которое входит в моду по всей России.
"Если раньше мужчина вообще ничего не мог сделать с ребенком, это была полностью сфера ответственности жены, то теперь он и накормит свое чадо, и памперс поменяет. Они учатся это делать, умеют это делать и даже ходят на роды к своим женам", - поясняет Костерина.
Но есть большая разница между тем, что делается, и тем, что демонстрируется на людях.
"Мужчины в Чечне до сих пор не могут публично проявлять эмоции, любовь по отношению к детям. Если он возьмет на руки своего ребенка, приласкает его, скажут: «Ты чего как женщина». Но когда никто не видит, за закрытыми дверями - возможно все", - заключает социолог.