155-я годовщина окончания Кавказской войны и изгнания черкесов прошла на задворках стамбульского района Бейоглу. Власти Стамбула приняли решение перенести черкесское траурное шествие с центральной улицы Истикляль, где расположено российское генеральное консульство.
Запрет стал первым за 15 лет и вызвал раздражение среди представителей диаспоры: он был воспринят как реверанс в сторону российских властей. Какие мотивы стоят за этим непопулярным решением, "Кавказ.Реалии" выяснил у экспертов.
Между эмоциями и юридической процедурой
Профессор экономического и технологического университета в Анкаре, политолог Тогрул Исмаил полагает, что запрет на проведение шествия по улице Истикляль не связан с давлением российской стороны.
"Последние годы по Истиклялю не запрещают проводить какие-либо шествия. В стране прошли разные мероприятия в связи с Днем памяти и скорби черкесов, много информации об этом в социальных сетях. Даже кандидат на пост мэра Стамбула Бенали Йылдырым также выразил соболезнования по этому поводу. Могу сказать, что это не связано с давлением России, а связано с внутриполитической ситуацией", - считает политолог.
Эксперт также не связывает решение со сменой стамбульских властей.
"Сейчас в Стамбуле нет мэра, есть исполняющий обязанности. Такие серьезные решения принимаются не на уровне мэра, а на высшем уровне. С одной стороны, Турция очень чувствительно относится к черкесской тематике, а с другой стороны, к термину "геноцид" [геноцид черкесов признала только Грузия в 2011 году. – прим. Ред.] на официальном уровне также относятся с осторожностью, потому что такая терминология должна быть связана с определенными процедурами", – заключил Тогрул Исмаил.
Возможно, чиновники опасаются брать на себя какую-то дополнительную ответственность и боятся возможных осложнений, считает политолог и исламовед Ринат Мухаметов.
"На таких решениях могут сказываться близкие отношения между Москвой и Анкарой. Возможно, в этом году не стали усугублять массу проблем российско-турецкого диалога. И не думаю, что это [запрет на проведение шествия по Истиклялю] как-то связано с поствыборной ситуацией в Стамбуле – в том смысле, что это было решение избранного мэра. Сейчас его полномочия приостановлены, а постоянный мэр появится после перевыборов 24 июня", - сказал в беседе с "Кавказ.Реалии" Мухаметов.
"Размен черкесов"
В России нарастает раздражение в связи с тем, что происходит с бывшими соотечественниками за рубежом, отмечает старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS, Вашингтон), социолог Денис Соколов. Он называет Россию инициатором запрета на шествие.
"Не думаю, что у черкесов есть какой-то инструмент повлиять на власти Турции или Стамбула. Остается выбирать, в сторону кого испытывают раздражение, в сторону Турции или в сторону России, которая явно была инициатором этого запрета. Мотив запрета очевиден — это размен черкесов и их мероприятий на отношения с Россией", - сказал в комментарии "Кавказ.Реалии" Соколов.
Россия продолжает с настороженностью смотреть на деятельность черкесской диаспоры, полагает эксперт, и придает очень большое значение попыткам контролировать своих мигрантов.
"Причем, как показывает опыт с черкесами, даже мигрантов 155-летней давности", - говорит Соколов.
Черкесы стоят перед задачей построения собственных лоббистских сетей, считает он.
"Одни выходцы из Северного Кавказа становятся заложниками [ситуации], а другие разменной монетой. Это вызовы, которые разрешатся, если представителям черкесов и других кавказских этнических групп удастся построить какую-то более-менее влиятельную лоббистскую структуру, позволяющую блокировать подобные вещи и отстаивать политические и экономические интересы в разных странах. Россия далека от идеи защищать соотечественников и мигрантов за своими пределами, она более склонна к тому, чтобы защищать интересы собственные, в том числе от бывших сограждан", - заключил Соколов.