21 мая черкесы вспоминают жертв Кавказской войны 1763-1864 гг., в результате которой их предкам пришлось покинуть историческую родину.
Большая часть из них были изгнаны или уничтожены. В этот день в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также в многочисленной черкесской диаспоре по всему миру проходят траурные мероприятия. "Кавказ.Реалии" спросил у черкесских активистов о проблемах, которые сейчас стоят перед народом.
"Нейтрализованы государством"
Известный черкесский общественник Ибрагим Яганов считает, что черкесским вопросом никто не занимается.
"Отдельные активисты нейтрализованы государством, да и с Россией никто не хочет ссориться из-за 'каких-то непонятных черкесов'. Такие вопросы невозможно решить на голом энтузиазме. Искренние сочувствующих стран много, но только сочувствия недостаточно", - считает он.
Попросивший назвать себя Черкес Борэжь житель КБР в беседе с "Кавказ.Реалии" сказал, что по черкесскому вопросу за последний год нет каких-либо изменений в лучшую сторону.
"В праздновании дня черкесского флага в Кабарде черкесам было отказано. Тем активистам, которые на свой страх и риск участвовали в автопробеге, не разрешали свободно передвигаться. Чего стоит выступление президента МЧА Сохрокова, который призывает адыгов не писать в графе национальность 'черкес/черкешенка'?" – недоумевает он.
По словам собеседника, все это наводит на мысль о том, что власть стремится не допустить, чтобы народ объединился под одним историческим названием.
"Нынешней власти, как и предыдущей, угодно, что бы наш народ делился под разными названиями", - заключает собеседник.
Сохранить себя
В беседе с "Кавказ.Реалии" руководитель общественной организации "ЧеркесФед" в Турции Нусрет Баш отметил, что у черкесов две беды. Первая, считает он, это рассредоточенность по всему миру. Вторая – ассимиляционные процессы в тех странах, где они живут. По словам лидера "ЧеркесФед", черкесы в Турции стараются чтить традиции и говорить на родном языке, но этого все равно недостаточно.
"Мы боремся с этими проблемами. Нужно также сказать, что 25 лет назад о своем геноциде [геноцид черкесов признала только Грузия в 2011 году. – прим. Ред.] мы не могли говорить вообще, теперь же выходим на акции, пишем обращения, и черкесская диаспора начала узнавать собственную историю", - говорит Нусрет Баш.
Председатель общественного движения "Хабзэ" в Нальчике Науруз Агуей считает, что в российских реалиях нет смысла добиваться признания геноцида черкесского народа.
"Имеет ли смысл делать это в реалиях страны, в которой частенько проскакивает фашисткая риторика?" – задается вопросом собеседник.
Науруз Агугей также отметил, что только в последние годы представители народа стали понимать, как важно сохранить свою культуру.
"Молодежь поняла, насколько важно сохранить свою самость. Но черкесские активисты – это часто наследники тех же советских лидеров, которые понимают только тот принцип, который они унаследовали от прежних организаций", - говорит активист.
Ориентироваться надо на молодых, говорит он.
"А это означает пересмотр идеалов в пользу либерализма и демократии", - заключает собеседник.