В соцсетях стартовал флешмоб в поддержку единого этнонима #ячеркесАты? – участники кампании призывают сородичей при всероссийской переписи-2020 назваться черкесами. Это, по их мнению, важно для сохранения и самоопределения народа. Ведь сейчас представители этноса самоидентифицируют себя как черкесы, адыги, кабардинцы и шапсуги.
Не игра для миллионеров
Как заявил "Кавказ.Реалии" президент Международной черкесской ассоциация (МЧА) Хаути Сохроков, название "'черкесы' – это наносное, которое присвоило народу время, а 'адыги' имеют 5-6 тысяч лет истории". "Черкесами нас стали называть с XIII века", – подчеркивает он.
"Кто хочет нас лишить такой истории – умышленно или по незнанию – есть разница. Еще переименование Республики Адыгея, Кабардино-Балкария создаст большие проблемы. Как их называть будем?" – уточняет у соплеменников Сохроков. Он уверен: при переписи все должны обозначиться так же, как и сейчас – четырьмя наименованиями.
"Да, в историю Черкесии уместились и наше вхождение в великую Россию, и роль черкесских князей в становлении Российского государства, и Кавказская 101-летняя война, и исход адыгов-черкесов, и создание трех братских республик в составе Российской Федерации. А наши потомки не простят нам потери многих тысячелетий, обычаев, традиций, хабзэ", – убежден собеседник, настаивая на том, что "это не игра для миллионеров, ставки исторической памяти здесь гораздо выше".
"Античеркесская диверсия МЧА"
Черкесский активист Андзор Кабард возражает Сохрокову и предлагает ему "ознакомиться с историей и официальной позицией организации, которую он возглавляет".
"Никакого вопроса давно нет: на своем языке мы – адыгэхэр, на русском – черкесы, на английском – Circassians. Но поскольку господин Сохроков никакого отношения к черкесскому движению не имеет (под его руководством МЧА существует лишь для того, чтобы использовать черкесскую диаспору в интересах России), ему простительно не знать, что происходит в черкесском мире последние десятилетия", – иронизирует Кабард.
По его мнению, "попытка перевести давно решенные темы в дискуссионное русло – это античеркесская диверсия МЧА". "Бессмысленно уже третье десятилетие толочь воду в ступе", – полагает он.
Андзор напоминает: уже с XIII в. в письменной традиции различных народов распространяется термин "черкесы" (Circassians). В XV в. так официально называют себя и свою Египетско-Сирийскую империю черкесские мамлюки-бурджиты, а в XVII в. это наименование вытеснило все прочие названия народа на иностранных языках, в том числе на русском.
Черкесы vs адыги
За этноним "черкесы" выступает и президент общественного движения "Хабзэ" Мартин Кочесоко. Он объясняет: черкесы – это все те, кто на родном языке называют себя "адыгэ".
С ним соглашается и общественник из Адыгеи Шамсудин Негуч. "Раз черкесы живут в России, и перепись пройдет на русском языке, то обозначаться нужно на русском языке, то есть этнонимом 'черкес'", – говорит он, напоминая Сохрокову, что "на первом же конгрессе МЧА в 1990 г. было принято решение официально закрепить единый этноним 'адыгэ' на родном языке, 'черкес' на иностранных, включая русский".
По словам руководителя "Кабардинского конгресса" Аслана Бешто, первое упоминание термина "адыг" относится к началу XVI века – это слово в своем сочинении использовал этнограф Джорджио Интериано. "Конечно, это не значит, что его не было раньше, однако в исторических источниках термин 'адыг' появился в 1502 году. Термин же 'черкес' фигурирует уже с XIII века у [монаха-францисканца] Гильома де Рубрука", – заявил Бешто "Кавказ.Реалии".
Он подчеркивает: длительное время народы, проходившие мимо черкесов и оседавшие рядом с ними, называли их черкесами, несмотря на самоназвание "адыгэ".
"В последнюю сотню лет наш народ был разделен на четыре части, за ними пытаются закрепить четыре иноназвания, которые включены в реестр национальностей. Если человек указывает, что он – 'адыгэ', то его автоматически относят к категории 'другие', поскольку такой национальности в переписных документах нет. Остается один вариант – 'черкес'", – заключил Бешто.
Участник движения "Хабзэ" Науруз Агуей полагает, что экзоэтноним "черкес" – это политическое заявление. "Теперь понятно, почему властные и околовластные структуры вставляют нам палки в колеса, – отмахивается он. – Но предложение президента Международной черкесской ассоциации записываться адыгами, а не черкесами, граничит с безумием. Для начала предлагаю ему переименовать МЧА в Международную адыгскую организацию".
По мнению Науруза, "'черкес' – это бренд, прошедший проверку временем, войной и мощной социальной организацией общества".