В СИЗО Владикавказа к уроженцу Ингушетии, арестованному после депортации из Германии, не допускают адвоката.
14 марта ингуш Тимур Орцханов и его несовершеннолетние дети были депортированы из Германии в Россию. В Москве мужчину задержали сотрудники ФСБ, он находится в федеральном розыске по статьям 209 (бандитизм), 317 (посягательство на жизнь сотрудника полиции) и 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).
Детей у Орцханова забрали и передали родственникам. Спустя две недели им сообщили, что сам Тимур арестован и находится во Владикавказе. Жена Орцханова, оставшаяся в Германии, попросила адвоката Висита Цороева представлять интересы ее мужа.
Защитник выяснил, что Орцханов содержится в СИЗО №6 Владикавказа. Цороев провели в кабинет для свидания с подзащитным, но позже сотрудник следственного изолятора заявил, что следователь, в производстве которого находится дело Орцханова, не разрешил встречу ему с адвокатом. Никаких других объяснений защитник не получил.
Выяснив, что уголовное дело в отношении Орцханова находится в производстве следователей Главного следственного управления Следственного комитета России по СКФО, Цороев сообщил о их неправомерных действиях в прокуратуру Северной Осетии. Защитник связался и с самим следователем, который заявил, что Орцханов сотрудничает со следствием и адвоката к нему допустят, только если он будет согласовывать свою позицию со следователем.
8 апреля Цороев вновь попытался встретиться с Орцхановым, однако сначала ему сообщили, что все кабинеты заняты другими адвокатами, а потом попросили позвонить другому следователю, который также ведет дело Орцханова, и получить у него разрешение на допуск к подзащитному.
Адвокат обратился к осетинскому уполномоченному по правам человека. Позже омбудсмен сообщил Цороеву, что поговорил с руководителями СИЗО, и те согласились попустить его к подзащитному.
Но когда Цороев приехал к изолятору, ему сообщили, что Орцханов отказывается от услуг любого адвоката в связи с тем, что у него есть защитник по назначению.
В тот же день Цороев обратился с письменным заявлением в правозащитный центр "Мемориал". Он назвал причины недопуска "надуманными и необоснованными".
"Цороев указывает, что вышеназванные должностные лица своими незаконными действиями, которые выходят за рамки их полномочий, фактически блокируют доступ к правосудию, умаляют конституционные права Орцханова. Они также создают искусственные препятствия защитнику в осуществлении своих профессиональных обязанностей", — говорится в заявлении.
Защитник опасается, что Орцханова могут пытать, чтобы получить нужные показания.
Как пояснил "Кавказ.Реалии" руководитель "Мемориала" в Ингушетии Тимур Акиев, адвокаты периодически сталкиваются с проблемой недопуска, хотя сейчас это происходит реже, чем, например, 10 лет назад.
"Самый свежий пример — проблемы с допуском адвокатов к задержанным жителям Ингушетии в ИВС г. Нальчик. Почти сутки понадобились, чтобы решить эту проблему", — напоминает он.
Необязательно недопуск связан с пытками задержанных, считает Акиев: "Иногда следователям просто удобно работать с назначенным, дежурным адвокатом, который не будет проявлять особого рвения в защите своего подзащитного и не станет особо мешать работать следователям так, как им удобно, а не так, как предписано законом".
По словам правозащитника, до этого случая они не сталкивались с делом Орцханова: у него нет близких родственников, жена пока еще находится в Германии, поэтому к правозащитникам обратился только адвокат. Точные причины его депортации его неизвестны, возможно, ему отказали в представлении убежища.
Отметим, что в 2012 году в СМИ упоминали фамилию Орцханова в "числе предполагаемых террористов".