Ссылки для упрощенного доступа

Дела Хашагульговых: три в одном


Убитый силовиками Султангирей Хашагульгов, один из братьев
Убитый силовиками Султангирей Хашагульгов, один из братьев

Приговор по одному из самых громких терактов минувшего десятилетия на Кавказе может быть пересмотрен. Есть перспектива доказать, что виновником, получившим пожизненное заключение за массовую гибель людей, назначен непричастный ко взрыву человек.

В начале марта в Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил к 18 годам колонии ингуша Якуба Хашагульгова. Ему инкриминировали создание банды, мошенничество, незаконный оборот оружия, посягательство на жизнь осетинских и ингушских судей и силовиков.

Адвокат Магомед Аушев в данное время обжалует приговор в Верховном суде России. Якуб вины не признает и утверждает, что дело сфабриковано. В зале суда он заявил, что при задержании ему ввели инъекцию, и он потерял сознание. После этого силовики взяли его биологические материалы и подделали доказательства.​

Брат за братом

Защитник говорит о фальсификации улик, лежащих в основе дела Якуба, в связи с которым, в свою очередь, его брата, Иссу Хашагульгова, судили не во Владикавказе, а в Ростове. Это ключевая деталь обоих дел.

Именно Иссу руководство ФСБ объявило организатором взрыва на рынке во Владикавказе 9 сентября 2010. Тогда погибли восемнадцать человек. Его называли лидером группировки "Джамаат Галгайче" и сообщником главаря боевиков Докку Умарова. В самой Ингушетии Хашагульговых знали как уважаемых и успешных предпринимателей.

Защитник отмечает, что Иссу задержали через две недели после взрыва и сразу же об этом доложили президенту России - по видимости, спецслужбы сильно торопили оперативников. Однако спустя время поймали настоящих организаторов взрыва. Они признались, но следствие ничего менять не стало, ведь об Иссе уже было доложено первому лицу страны и прошел сюжет по первому каналу.

Исса Хашагульгов в колонии
Исса Хашагульгов в колонии

Исса не признал вины. В основу обвинения легли показания одного свидетеля. Аушев полагает, что свидетель, тоже находящийся под следствием, получил за это послабление в виде 20-летнего срока вместо пожизненного. Иссу же, по словам его брата, "страшно пытали, выбивая признание".

Иссу держали во владикавказском СИЗО и судить по правилам должны были в Северной Осетии, но для уверенности в нужном силовикам приговоре и чтобы дело не развалилось, говорит Аушев, решили перевести в Ростов, в Северо-Кавказский окружной военный суд. Формальным основанием для перевода стало якобы готовящееся Якубом нападение на судейских с целью освобождения брата. Так началось это второе дело.

Шахид- крестоносец

По словам адвоката, при задержании у Якуба "нашли" пояс шахида. При этом их не смутило, что он носит православный крест и христианские молитвы.

Органы следствия утверждали: "В ноябре 2008 г. Хашагульгов добровольно вступил в созданное на территории Республики Ингушетия преступное сообщество 'Вилайят Галгайче' и входящую в него устойчивую вооружённую группу 'Магас'. Являясь участником преступного сообщества и входящей в неё банды 'Магас', Хашагульгов вместе с иными лицами, с целью пресечения распространения спиртных напитков, совершил поджёг кафе.

Якуб Хашагульгов в ростовском суде
Якуб Хашагульгов в ростовском суде

Кроме того, Хашагульгов с ноября 2012 по февраль 2013, совместно с неустановленными лицами совершил активные действия, направленные на приготовление к посягательству на жизнь судей Верховных судов Республик Северная Осетия-Алания и Ингушетия, а также на жизнь сотрудников правоохранительного органа".

Султангирей Хашагульгов

Через пять дней после задержания Якуба УФСБ пришло со спецмероприятиями к еще одному брату Хашагульговых, старшему из троих, Султангирею, видному оппозиционеру, члену Мехк-кхел (совет старейшин Ингушетии). Он был известной и уважаемой в республике личностью. В 6 утра 13 февраля 2013 в доме провели обыск и застрелили хозяина. Отчитались, что он стрелял первым. В качестве результата обыска следствие предоставило страницы формата А4 с фамилиями осетинских судей, - цель атаки братьев, по версии спецслужб.

При этом, вспоминает адвокат, по "невероятному совпадению" на этих листках были те же самые следы от принтера, что и на материалах дела от ФСБ.

Султангирею неоднократно угрожали. За два года до убийства на его жизнь покушались неизвестные. Взрывчатку заложили у ворот дома. Тогда Хашагульгов был серьезно ранен. А за день до убийства в интервью международному радио Султангирей заявил, что знает об угрозе своей жизни: "Никуда не поеду. Убьют – убьют. Останусь жив – буду жить".

Якуба судили в Ростове в 2015 году. Коллегия присяжных сочла все обвинения несостоятельными, поэтому Хашагульгов был оправдан и освобожден.

"Это был страшный удар для спецслужб, паника поднялась. Дело оказалось под угрозой. Поэтому Якуба схватили уже на следующий день", - говорит адвокат.

Задержали под предлогом его намерений вступить в ряды экстремистско группировки "Исламское государство" в Сирии. Якуб сразу же опроверг это. Следствие добилось отмены оправдательного приговора по формальным основаниям. Присяжным-де не разъяснили права на отдых, они заседали до десяти вечера и вынесли неверный вердикт.

"По закону следовало собирать новую коллегию присяжных, - говорит Магомед Аушев. - Это силовики хотели исключить. И тогда сфабриковали обвинение по статье 205.1, вовлечение в НВФ и террористическую деятельность. Наличие этой статьи в обвинении исключает рассмотрение дела присяжными".

По этой статье у силовиков не нашлось никаких доказательств, кроме показаний ранее осужденных боевиков. Их пытали, чтобы они свидетельствовали против Якуба, заявляет адвокат.

Если действия защиты по отмене приговора Якубу увенчаются успехом и официально выяснится, что никакого покушения на осетинских судей и следователей не было, станет очевидно, что Иссу Хашагульгова незаконно перевели для суда в Ростов. Приговор ему отменят, а дело отправят на пересмотр.

XS
SM
MD
LG