Глава грозненского отделения правозащитного центра "Мемориал" принял решение не обжаловать приговор, вынесенный ему несколько недель назад Шалинским городским судом. Судья Мадина Зайнетдинова приговорила правозащитника к четырем годам колонии-поселения за хранение наркотиков в крупном размере. Приговор вступил в законную силу первого апреля.
Приговор более мягкий, чем требовала для Титиева прокуратура – обвинение запрашивало четыре года колонии строгого режима, плюс штраф в 100 тысяч рублей. Суд смягчил приговор, изменив категорию преступления с тяжкого на средней тяжести.
До последнего момента не было известно, каким путем пойдет Титиев – будет он обжаловать приговор или откажется от этой стратегии и запросит условно-досрочное освобождение. Теперь, так как апелляции на решение Шалинского суда не будет, защита Титиева сможет обратиться за УДО уже 9 мая.
"Этот приговор даст мне шанс, возможно, уже после мая текущего года освободиться из мест заключения и вернуться к полноценной работе в ПЦ 'Мемориал', что является смыслом моей жизни", - цитирует правозащитный центр заявление самого Оюба.
Пребывание в СИЗО, по словам Титиева, убедило его в необходимости как можно быстрее вернуться к работе – за решеткой он встретил многих, кому нужна помощь. По мнению Титиева, ни у кого не было иллюзий относительно приговора – ведь в современной Чечне оправдать кого-то невозможно.
"Всем, кому известны реалии правоприменения в нашей стране, понятно, что достигнутый результат - это максимально возможный способ признания моей невиновности, - уверен он. - Все знают, что я невиновен, а для меня очень важно то, что люди не поверили в абсурдное обвинение".
Отказ от обжалования приговора ни в коем случае не должен быть расценен как согласие с приговором. "Это тактика действий в конкретно сложившейся обстановке. Никаким сигналом это ни в коем случае не является", - подчеркивает адвокат Оюба Титиева Петр Заикин.
Помех для того, чтобы просить об условно-досрочном освобождении, нет никаких, уточняет адвокат. "Закон не обязывает его признавать вину (для прошения об УДО). Никаких злостных дисциплинарных нарушений у Оюба нет. Нужно только его желание, должна быть высказана позиция начальника колонии и прокурора", - поясняет он.
"У Оюба был выбор – подавать апелляцию или нет, но мы в любом случае поддержали бы его решение. Такова наша позиция изначально. Никакого воздействия мы – правозащитный центр – на решение не оказывали", - отмечает руководитель программы "Горячие точки" ПЦ "Мемориал" Олег Орлов.
Сам Оюб в своем письме сослался на позицию родственников, напомнил Олег Орлов.
"Их позиция была – не подавать апелляцию, потому что есть вероятность, что Оюб выйдет на свободу в уже довольно скором времени. Эта позиция, насколько мы понимаем, была для Оюба одним из решающих доводов. Мы Оюба поддерживаем и готовы содействовать тому, чтобы он получил УДО и скорее оказался на свободе", - отметил правозащитник.
"Нам, правозащитному центру, Оюб очень нужен на свободе – так же, как и его родным", - подчеркнул Орлов.
Будет ли Оюб после освобождения работать в Чечне и какой будет эта работа – этот вопрос еще предстоит обсудить. "Мы должны это обговорить с Оюбом, все взвесить, оценить риски. В любом случае Оюб хочет продолжить правозащитную работу как можно скорее. На самом деле он из нее и не выключался – находясь за решеткой, он тоже вел борьбу, и это была правозащитная работа. В каком виде она будет продолжена – мы еще обсудим", - пояснил Орлов.