На территории бывшего села Хайбах в Чечне будет возведен мемориальный комплекс в память о его жителях, которых красноармейцы живьем сожгли в феврале 1944 года.
О решении построить мемориальный комплекс глава региона Рамзан Кадыров объявил во время поездки в Галанчожский район: "Также я принял еще одно важное решение - открыть мемориальный комплекс на территории бывшего села Хайбах, жители которого были замучены и сожжены в феврале 1944 года".
Галанчожский район существовал до депортации, в октябре 2012 году был воссоздан чеченским парламентом, но фактически в районе никто не живет последние 70 лет.
Заявление Кадырова о сооружении мемориала в Хайбахе делает двусмысленной его политику в отношении депортации. Ведь он игнорирует 23 февраля как траурную дату, стремясь угодить Москве. Однако из-за этого руководство Чечни теряет уважение и поддержку в глазах народа.
В отличие от Ингушетии, где каждый год проходят траурные мероприятия по случаю депортации с участием чиновников всех рангов, чеченские власти пытались не проводить никаких акций.
В последние годы дату депортации формально перенесли на день похорон отца Кадырова – 10 мая, который отмечается в республике как День памяти и скорби народов республики. Хотя еще в 2010 году было объявлено, что 23 февраля в Чечне ежегодно будет отмечаться как День памяти и скорби. Но что-то изменилось и день трагедии в республике, как и по всей России, является праздником российских военных.
Но чеченцы, проживающие в соседнем Дагестане, отдают дань памяти траурной дате. Также и чеченские диаспоры за рубежом ежегодно 23 февраля проводят митинги и собрания. И эти мероприятия выглядят еще демонстративным протестом против политики Кадырова.
Полноценное восстановление Галанчожского района невозможно без актуализации исторической памяти и власти республики это понимают, считает профессор одного из чеченских вузов (попросил не называть его имя).
"Хайбах - не просто кровавый символ депортации. Это еще и место, связанное с древним очагом чеченского этноса. Оно обезлюдело после депортации, и больше никогда не отстраивалось заново".
Чеченская правозащитница Марьям Х. не столь оптимистична настроена. Ее удивила новость о мемориале. Ведь все помнят, что произошло с участниками конференции по депортации в Грозном в 2014 году. Организатор мероприятия - общественник Руслан Кутаев - отсидел почти 4 года. Да, формально его заключили за наркотики, но мало кто верит словам правоохранителей: это была месть за непослушание.
"Трудно даже предположить, что что-то могло измениться в позиции властей", - говорит собеседница.
Политический обозреватель Хасан Х. не уверен, что можно говорить о смене отношения главы республики к депортации в целом: "Скорее всего, мы имеем дело с очередным эмоциональным порывом Кадырова, новым стремлением, выдать себя за этакого отца нации. Тот же Кадыров в свое время уничтожил другой мемориал жертвам сталинской депортации в центре Грозного. Этот мемориал был своего рода святым местом для многих чеченцев".
Во время депортации 23 февраля 1944 года нетранспортабельных стариков, женщин и детей – более семисот человек – закрыли в местной колхозной конюшне и сожгли сотрудники НКВД. Об этой трагической странице чеченской истории усилиями Руслана Коканаева и режиссера Хусейна Эркенова в 2014 году был снят полнометражный художественный фильм "Приказано забыть". Картину запретили к показу на территории России, поскольку в Москве сочли, что она "способствует разжиганию межнациональной розни".
Напомним, что Европарламент 26 февраля 2004 года признал депортацию чеченцев в 1944 году актом геноцида.