Linkuri accesibilitate

«Торгуем. И не только мы» — президент компании Roshen о торговле с Тирасполем


Конфты Roshen
Конфты Roshen

Молдавское отделение Международной организации журналистских расследований – RISE Moldova опубликовало материал о том, как на фоне решений, введенных официальным Киевом, по ограничению торговли с оккупированной частью Донбасса и аннексированным Россией Крымом, «украинские компании продолжают зарабатывать на экспорте в Приднестровье – сепаратистский регион на востоке Молдовы». Среди крупнейших экспортеров товаров в Приднестровье – украинские представительства мировых брендов Coca-Cola и Nestle, а также компания президента Украины Петра Порошенко Roshen. В публикации уточняется, что их основной бизнес-партнер на территории Приднестровья – общество с ограниченной ответственностью «Шериф», которое принадлежит местному олигарху Виктору Гушану.

Инфографика: www.rise.md
Инфографика: www.rise.md

Украинская служба Радио Свобода обратилось к президенту кондитерской корпорации Roshen Вячеславу Москалевскому с вопросом: действительно ли Roshen торгует с «Шерифом»?

Я же не за наличные торгую. У фирмы «Шериф» есть счета в банке. Фирма платит деньги и покупает товар. Ну, а как же!

– Ну да, торгуем, конечно. И не только мы. Дело в том, что мы торгуем с ними как с резидентами Молдовы, понимаете?

– Но Приднестровье – это сепаратистский регион.

–Ну, о том, что регион – сепаратистский, мне же неизвестно. Это уже 10 или 20 лет продолжается. На самом деле мы отправляем товар в Молдову, а значит, и в Тирасполь. То, что в Молдове сейчас задумались о том, а как же существует в Молдове Приднестровье, – так это же и для меня вопрос, понимаете? И я не один такой. Это же только сейчас молдаване спохватились. А так – эта практика существует уже лет двадцать.

– Можете ли вы назвать этот бизнес прозрачным?

– Ну, конечно, он прозрачный! Есть же растаможка, и у меня все таможенные декларации. У меня уезжает транспорт, а я получаю деньги, понимаете? Ну, как объяснить… Я же не за наличные торгую. У фирмы «Шериф» есть счета в банке. Фирма платит деньги и покупает товар. Ну, а как же!

– Но по информации молдавских журналистов, товар отправляют в Приднестровье в обход контроля со стороны Молдовы.

Это не с 2014 года. Это существует очень давно. И это всем известно, понимаете?

– Понимаете, ситуация такова, что на границе Молдовы и Украины в районе Приднестровья – там не стоят молдавские пограничники. Но почему они не стоят – это отдельный вопрос, понимаете? Я могу сказать, что я достаточно часто ездил в Кишинев, и когда вы едете в Кишинев из Украины, вы едете по трассе Полтава – Кишинев, проезжая через Приднестровье. То есть, для того, чтобы попасть в Молдову, нужно проехать через Приднестровье.

Поэтому это очень непростой вопрос. И, наверное, это вопрос к министерству иностранных дел Молдовы и министерству иностранных дел Украины. Как вы понимаете, я же там такой не один. Там и Coca-Cola, и все. И это уже длится не один год, понимаете? Если сейчас Молдову это заинтересовало, то она должна подумать, каким вообще образом она собирается работать с Приднестровьем.

– Речь идет о сумме в примерно 3 млн долларов США в период с 2014 года до первой половины 2017-го...

– Так я и раньше так же работал. Ничего не изменилось, понимаете? Ничего. Ну, то есть, понимаете, есть какие-то общие разговоры на эту тему. А есть конкретные. Есть таможенный режим. Для того, чтобы отправить машину, я должен на таможне указать адрес фирмы «Шериф» в городе Тирасполь. Банк у меня контролирует, как приходят деньги из Тирасполя, доллары США, и все. Вот так оно и происходило. И поверьте, это не с 2014 года. Это существует очень давно. И это всем известно, понимаете? Всем.

Фото: www.rise.md
Фото: www.rise.md

​Эксперт по приднестровской проблематике, политолог Эрнест Варданян считает, что ничего нового не произошло.

Эрнест Варданян: Недавнее расследование RISE Moldova – это, конечно, большой успех журналистов, проводящих свои расследования уже не первый год и не первый раз. Но дело в том, что это капля в море того, что происходит на самом деле уже много лет на приднестровском сегменте молдо-украинской границы – происходит уже почти столько же времени, сколько существует приднестровский конфликт и непризнанная приднестровская республика.

Просто в те годы, в 90-е – и в начале двухтысячных, не были так развиты информационные технологии, которые позволяли прослеживать финансовые операции, трансграничные перевозки и так далее. Поэтому своим украинским коллегам я спешу заявить, что ничего нового не произошло.

Все эти годы, сколько существует Приднестровье, через украинскую границу в Приднестровье и обратно проходят тонны контрабанды самого разного рода. Причем это необязательно контрабанда сугубо криминального характера, допустим, оружия. Это контрабанда продуктов питания, куриные окорочка знаменитые, спирт, нефтепродукты, табак и просто продукты питания.

Приднестровье – это серая неконтролируемая зона, где не действуют нормы международного права. И этим очень выгодно пользуются все стороны конфликта. Не будем наивными, этим активно пользовалась все годы и Украина, этим пользовались и Молдова, и Россия, и, естественно, само приднестровское руководство. В данном случае мы имеем дело с фактом, по сути, незаконных поставок продуктов питания одной из украинских компаний в приднестровский регион в обход таможенных органов Республики Молдова. Опять же, ничего нового, поскольку в Приднестровье полно продуктов питания украинского производства, они доставляются напрямую в Приднестровье, минуя Кишинев.

Это очень легко понять, если взять любой товар, лежащий на полке магазина, и посмотреть, что там нет никакой маркировки, допустим, кишиневской фирмы-импортера. Если взять украинские товары, завезенные непосредственно на конституционную территорию Республики Молдова, то там везде есть перевод на румынский язык, есть и другие признаки того, что товар был завезен действительно через молдавскую таможню.

Украинские компании – и Roshen не является исключением – уже много лет напрямую возят товары в Приднестровье. Ну, за некоторыми исключениями, когда был введен новый таможенный режим в 2006 году. И после начала войны в Донбассе, когда Украина резко ужесточила свою позицию по отношению к Приднестровью, были отдельные эпизоды вот таких, скажем, срывов этих контрабандных операций. Но в остальном бизнес берет свое, деньги берут свое. Поэтому торговля продолжается, несмотря ни на какие неурегулированные конфликты, не говоря уже о том, что руководство приднестровской фирмы «Шериф» прекрасно находит язык с олигархами в Кишиневе, с олигархами в Киеве... Поскольку еще раз говорю: деньги всегда берут свое.

Свободная Европа: Одно уточнение – «Шериф»​ не зарегистрирован в Кишиневе, насколько известно?

Эрнест Варданян: По этому поводу есть разносторонняя и противоречивая информация. Нужно понимать такую вещь – есть непосредственно ООО «Шериф», это головная фирма, головная компания, которая, возможно, и не зарегистрирована. Хотя я знаю, вернее, одно время слышал, что у нее даже склады в Кишиневе есть.

Но есть холдинг «Шериф», который включает очень много разных предприятий торговли, автозаправочные станции, телекоммуникации и т.д., и т.д. И вот в этот холдинг входят также комбинат «Тиротекс» очень известный, винно-коньячный завод «Квинт» и другие промышленные предприятия, которые точно получили регистрацию в Молдове еще в начале 2000-х годов.

Эрнест Варданян
Эрнест Варданян

Свободная Европа: То есть, это возможно – правда, документальных подтверждений пока нет – но это возможно, что у компании Roshen есть посредники, которые зарегистрированы в Кишиневе и поставляют товар в Приднестровье?

Эрнест Варданян: Мы не можем такого исключать, но, скорее всего, они, как любой бизнес, хотят оптимизировать свои издержки, в том числе логистику, поэтому, может быть, какая-то фирма-посредник и существует. Но импорт, скорее всего, идет напрямую из Украины в Приднестровье.

Украинская служба Радио Свобода обратилась в одесский офис Миссии Евросоюза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM), чтобы узнать – были ли зафиксированы нарушения в экспортных операциях, в частности, у компаний Roshen и ООО «Шериф»? Но в EUBAM посоветовали обратиться в таможенную службу Молдовы. Напомним, EUBAM работает с 2005 года и имеет право наблюдать за таможенным оформлением и проверками на границе Украины и Молдовы.

В публикации RISE Moldova также говорится, что в конце 2017-го они запросили в таможенных ведомствах и правоохранительных органах Молдовы и Украины сведения о том, фигурирует ли ООО «Шериф» в составе каких-либо уголовных дел, а также накладывались ли на компанию санкции за контрабанду и ненадлежащее оформление экспортно-импортных операций. Однако, конкретного ответа они не получили. Лишь в Национальном антикоррупционном центре Молдовы (НАЦ) уточнили, что с 2005 года компания «Шериф» была фигурантом дела по факту перевозки контрабанды в особо крупных размерах.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG