Парламентская платформа женщин-депутатов провела 25 марта слушания о том, как в Молдове обеспечивают равную оплату труда. Депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Дойна Герман рассказала, что в 2022 году парламент принял поправки к Трудовому Кодексу, которые предусматривают, что мужчины и женщины должны получать одинаковую зарплату за одинаковую работу. По ее словам, в этом вопросе Молдова опередила Европарламент, однако на практике положения закона применяют редко.
Герман рассказала, что в 2024 разница между зарплатами мужчин и женщин выросла до 15,6%. В сфере финансов и страхования она составляет 34%, в сфере IT – 42%. «Недостаточно красиво говорить, что мы поддерживаем женщин, если мы не делаем для них ничего конкретного», – заявила депутат.
Поэтому она предложила создать рабочую группу и специальную комиссию, одна из которых должна решить, как обеспечить равенство зарплат на практике, а вторая будет наблюдать, как внедряют положения закона.
Что говорят в министерстве труда и соцзащиты
Госсекретарь министерства труда и соцзащиты Михай-Габриел Чобану, заявил, что и в профильном ведомстве обеспокоены тенденцией роста разницы зарплат. По его словам, проблема касается не только законов, но и того, что женщины выбирают работу с более гибким графиком, чтобы соблюдать баланс между карьерой и личной жизнью. Также женщины сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, если планируют завести детей.
Михай-Габриел Чобану рассказал, что в 2023 году в Молдове внедрили механизм, который позволяет женщинам провести год в отпуске по уходу за ребенком и получить 90% от средней месячной зарплаты. Если они проведут в отпуске два года и два месяца, то тогда получают 60% пособия в первый год и 30% – во второй. Если женщина решит провести в отпуске по уходу за ребенком три года, то тогда она будет получать по 30% среднемесячной зарплаты в год.
Госсекретарь рассказал, что министерство и Еврокомиссия планируют создать 5000 мест в яслях, чтобы облегчить женщинам возвращение на работу. К тому же ведомство планирует разработать поправки к законам, чтобы наделить Инспекторат труда и Совет по равенству полномочиями для того, чтобы выявлять случаи неравной оплаты труда и наказывать за это.
Что говорят профсоюзы и гражданское общество
Глава Национальной Конфедерации профсоюзов Игорь Зубку назвал проблему равной оплаты труда «слоном с ногами аиста». Он пояснил, что закон – это «слон», а то, как его применяют на практике – «ноги аиста». Зубку рассказал, что если в бюджетном секторе каждые пять лет проводят оценку оплаты должностей, то в реальном секторе такого механизма нет.
Глава Конфедерации профсоюзов сообщил, что по его данным, разницу в оплате труда допускают даже в сферах, где 80% сотрудников – женщины. По его словам, в компаниях, где есть профсоюзы, разрыв между зарплатами мужчин и женщин значительно ниже.
Представитель центра «Партнерство для развития» Кристина Кожокару заявила, что сейчас не ясно, кто может проверять случаи неравной оплаты труда, и кто несет ответственность за это. По ее словам, для того, чтобы исправить ситуацию предстоит выполнить много работы. Представитель UN Women Moldova, Карина Нерсесян отметила, что особенно от неравенства в оплате труда страдают женщины из социально-уязвимых групп населения, и это приводит к тому, что нищета становится более распространенной именно среди женщин.
Член Совета по равенству и представитель коалиции «Жизнь без насилия» Георгина Друмя заявила, что также необходимо предпринять меры, чтобы воспитывать общество. Она рассказала о исследованиях, согласно которым 70% мужчин и женщин считают, что именно мужчина – главный кормилец в семье. Друмя подчеркнула, что девочкам с детства внушают, что они должны стать женами и матерями, но не поддерживают их карьерные устремления. По ее словам, еще в школе детям нужно объяснять, что женщины могут претендовать на те же зарплаты и должности, что и мужчины.
Она рассказала, что Совет по равенству рассматривает дела о неравенстве зарплат, но даже если он констатирует правонарушение, то не может самостоятельно назначить наказания, и поэтому дело передают в суд. По словам Друми иногда такие дела рассматривают около года, что обескураживает жертву дискриминации.