Кабинет Павла Филипа сокращает количество чиновников и становится более эффективным после объединения ряда министерств. Однако одновременно бюрократизируются другие структуры, которые прежде были независимыми от правительства. Про оптимизации и рокировки Свободной Европе рассказывает глава Центра по внедрению реформ Юрие Чокан.
Свободная Европа: Когда вы заняли должность, то заявили, что реформа вас не пугает…
Юрие Чокан: Она и сейчас меня не пугает, напротив, прибавляет мне энергии, я вижу плоды своего труда, вижу сокращение бюрократии на уровне министерств, на уровне правительства, Госканцелярии… Вижу увеличение профессионального уровня персонала, вижу людей, у которых уже другие лица – их работа оплачивается более достойно. Находясь на государственных должностях, они получают зарплаты, о которых и мечтать не могли, скажем, два года тому назад. Я говорю о зарплатах, которые порой превышают и 10, и 15 тыс. леев.
Свободная Европа: В ходе реформы упразднены сотни штатных позиций, проведено сокращение кадров – так называемая оптимизация. В конечном итоге, какова сегодня численность аппарата?
Юрие Чокан: Если говорить строго о министерствах, в них работают 1168 человек – во всех девяти министерствах. Вместо 2050, как было ранее. Мы провели предварительные оценки и пришли к выводу, что только за половину 2017 года удалось сэкономить 17 млн леев – и не за счет зарплатного фонда, а за счет повышения эффективности использования госсредств на оплату электричества и отопления, на закупки и все остальное.
Критикам рановато судить и давать оценки, времени прошло совсем немного. Вернемся к выводам после выборов
Этот год – первый после завершения реорганизации, и новая структура уже работает на полную катушку. Мы надеемся за счет оптимизации расходов получить 112 млн леев экономии. Это все экономия бюджета, помимо экономии фонда зарплат, потому что государство – в данном случае правительство – не ставит целью экономить фонд заработной платы. Все запланированные зарплатные расходные статьи сохранились, и до настоящего момента выплачиваются в виде зарплат чиновникам, попавшим под сокращение.
Свободная Европа: Центр по внедрению реформ ставил задачу повысить уровень профессионализма сотрудников госадминистрации. Удалось привлечь профессионалов? Ведь специалистам высшего класса и платить нужно соответственно…
Юрие Чокан: Естественно! И в общих чертах эта проблема решена. По крайней мере, в министерствах на уровне нормативных актов политические компетенции четко отделены от административных. А это значит, что мы впервые в рамках министерств открыли социальный лифт для госчиновников. Иными словами, сотрудники, начинавшие с низшей ступени трудовую деятельность в министерстве, со временем могут построить карьеру, вне зависимости от того, какая партия и какие альянсы придут к власти.
Свободная Европа: Наблюдатели говорят, что звучит это все очень красиво, но в действительности дела обстоят не совсем так. И что партии – и, прежде всего, партии власти – продвигают лишь своих ставленников…
Юрие Чокан: Этим критикам рановато судить и давать оценки, ведь времени прошло совсем немного. Вернемся к выводам после парламентских выборов. Демократия в Республике Молдова базируется на итогах выборов. После каждых парламентских выборов правительство уходит в отставку, и формируется новый кабинет, – вот тогда мы и взвесим, что да как. Надеюсь, наши оппоненты убедятся, что они поспешили с выводами. Реформа в том виде, в котором мы ее задумали и претворяем в жизнь, обеспечит карьерный рост тем чиновникам, которые работают в госсистеме всю жизнь.
Свободная Европа: Г-н Чокан, немало звучало голосов, и в том числе – в недрах самой администрации, что вы ликвидируете одни структуры – и создаете новые. Например, подведомственные министерствам агентства не были ликвидированы, их просто объединили…
Юрие Чокан: И что в этом плохого? Укрупнение, объединение структур в любом случае ведет к ликвидации одной из них. Если есть две единицы, и в результате оптимизации остается одна, значит, вторая ликвидируется, а новообразованная структура оптимизируется, строиться по-новому, у нее новые задачи и полномочия.
Реформы проводятся для людей, для граждан Республики Молдова, для страны, для нас с вами
Вот на предыдущем заседании правительства были реорганизованы две структуры. Я говорю об агентстве, ранее курировавшем продвижение экспорта и привлечение инвестиций…
Свободная Европа: MEPO?
Юрие Чокан: Да, больше известное по аббревиатуре MEPO, – и Агентство по туризму. Так вот, MEPO, ранее подведомственное минэкономики, переподчинили непосредственно правительству, которое, в свою очередь, включило туда и Агентство по туризму, с абсолютно иными компетенциями, с новым положением, новым штатным расписанием, новой внутренней организационной структурой.
Свободная Европа: Вы обещали сразу же по окончании реформы центральной власти приступить к территориально-административной реформе. Но, по всем признакам, пока дела с места не сдвинулись.
Юрие Чокан: При всем уважении должен сказать, что вы немного преувеличиваете! Я не давал подобных обещаний, я говорил о необходимости такой реформы – и сегодня я так же думаю, что система местного публичного управления слишком в Республике Молдова раздроблена.
Известно, что по закону в Молдове – 898 мэрий, из них лишь десять самодостаточны. Две – кишиневская и бельцкая – полностью покрывают свои расходы, еще восемь обеспечивают за свой счет расходы на зарплаты. А все остальные мэрии дотируются из бюджета. Около 100 млн леев из госбюджета ежемесячно уходит на содержание всей структуры, всей этой административно-территориальной архитектуры, которая сформировалась в стране.
С помощью неправительственных организаций мы провели исследование, которое четко показало, что в штатах каждой третьей сельской мэрии числятся от 4 до 6 работников. Иными словами, местный потенциал крайне низкий. Так что в этих условиях первое, что необходимо сделать…
Свободная Европа: Если все понимают неэффективность…
Юрие Чокан: Необходимо принять по этому вопросу политическое решение.
Свободная Европа: Вы говорили это и ранее. Но многие считают, что именно вы – вместе с теми, кто принимает политические решения – должны договориться о необходимости этого шага…
Юрие Чокан: Не думаю, что сегодня кто-то ставит под сомнение необходимость реформы. Но я считаю, что она должна состояться до выборов 19-го года. Это лично моя точка зрения.
Первый вопрос с моей стороны был: «А что делает этот человек восемь часов в день, пять дней в неделю, 52 недели в год?»
Свободная Европа: До местных выборов 2019 года?
Юрие Чокан: Да. Если мы выберем местные власти – а речь идет о советниках, сельских и районных, о мэрах, – то придется терпеть эту систему, которую я считаю неэффективной (я сейчас говорю от своего имени) еще целых четыре года. Потому что раз выбрал человека, то его мандат уже нельзя отозвать или приостановить…
Свободная Европа: Вы определяли границы избирательных округов…
Юрие Чокан: Я входил в состав этой комиссии.
Свободная Европа: …и еще раз убедились, насколько остро стоит вопрос о необходимости территориально-административной реформы?
Юрие Чокан: Знаете, работая в рамках Национальной комиссии по формированию округов я предельно ясно понял, что сложившееся на данный момент территориально-административное устройство не позволяет создать на базе каждого района избирательный округ. Потому что, прежде всего, районы отличаются по размерам. Есть районы с населением 100 тыс., 110 тыс.; есть муниципий Бельцы, где проживают 120 тыс. избирателей, есть АТО Гагаузия – там 130 тыс., есть Кишинев – 660 тыс., и есть районы, где от силы набирается 30-40-50 тыс. избирателей.
И – да, я еще больше убедился в том, что в нынешней ситуации невозможно на уровне районов кроить округа в соответствии с территориально-административным устройством.
Свободная Европа: Одна из самых больших обид сельских мэров, с которыми мне приходилось беседовать, связана с деятельностью звена именно второго уровня – районного. Сельские мэры говорят о неэффективном и несправедливом управлении со стороны районных администраций, которые занимаются распределением бюджетов.
Юрие Чокан: Сегодня я бы предпочел видеть в целом блок местного публичного управления таким, как он представлен в Конституции, потому что единицы второго уровня у нас должны избираться. Неважно, как они называются, районами или жудецами, Конституционный суд высказался по этому поводу еще в 2000 году.
Свободная Европа: Как-то в соцсетях я прочитала мысль, которой хотела бы поделиться и с нашими радиослушателями. Она – о том, что за 26 лет нескончаемого переходного периода Республика Молдова лишилась 20% своего населения. Для кого в таком случае проводить реформы?
Юрие Чокан: Реформы проводятся для людей, для граждан Республики Молдова, для страны, для нас с вами. Эти моменты взаимосвязаны, и с повышением эффективности государства граждане все реже будут смотреть за рубеж. А может быть, после появления новых рабочих мест многие из уехавших пожелают вернуться.
Свободная Европа: Поговорим о цене реформ, в которых так нуждается Республика Молдова, а также о том, чем оборачиваются реформы конкретно для граждан.
Один вырабатывает политику, другой отвечает за ее реализацию, третий контролирует, четвертый предоставляет услуги
Юрие Чокан: Прежде всего, первые оппоненты реформ – это чиновники, которые сегодня сидят в теплых местах. Я сталкивался с таким отношением, в том числе, в рамках реформы на центральном уровне, и вижу такую же реакцию и на уровне местных органов власти. В принципе, можно понять, что сложившаяся система не обеспечивает должной эффективности и необходимого коэффициента полезного действия, чтобы развивать страну и регионы, потому что именно оттуда, в первую очередь, должно начинаться развитие, а все почему-то считают, что реорганизацию нужно начинать с соседнего села, со стороны, но только не с себя.
Свободная Европа: Почему люди так сдержанно относятся к реформам?
Юрие Чокан: Ну, это реакция… Думаю, кто-то должен взять на себя ответственность за какую-то реформу и провести ее в жизнь. Вот и нынешнюю реформу центральной администрации кто-то взялся проводить… И результаты неплохие.
Да, у нас есть люди, которые могут сказать, что ситуация ухудшилась, но вы, как представитель СМИ, наверняка встречаетесь и беседуете с чиновниками, и наверняка видите то же, что и я. А я вижу новые лица, открытые и светлые, вижу людей, которые…
Свободная Европа: Вы правы, я встречала и мэров, настроенных положительно, но обязательно находились советники, которые говорили: «Как так можно?! В центральных органах власти зарплаты увеличили, а сельский руководитель получает четыре с половиной тысячи!»
Юрие Чокан: Такой подход в принципе неверный, когда речь идет о повышении зарплат. Не зарплаты были увеличены, а была проведена оптимизация структуры, с соответствующими сокращениями персонала и увеличением нагрузки оставшихся сотрудников. Именно так проводилась реорганизация министерств и ведомств.
Свободная Европа: Вы упоминали закон об оплате труда и то, что сотрудников не будут поощрять за выслугу лет…
Юрие Чокан: Да, мы работаем над этим законопроектом. Это комплексный документ, учитывающий мнения международных экспертов, которые помогают его разрабатывать. Эта работа ведется непосредственно в министерстве финансов, которое несет политическую ответственность за данную сферу. Думаю, в этом году мы предложим к рассмотрению единый закон об оплате труда, единую систему оплаты труда.
В 40 млн леев мы впишемся. Это и есть цена реформ
Мы увеличили фонды зарплат за счет существующих средств, сократились штаты работников при оптимизации их загруженности, потому что в процессе реорганизации министерств мы анализировали степень занятости каждого сотрудника… И первый вопрос с моей стороны, а также со стороны моих коллег, был: «А что делает этот человек восемь часов в день, пять дней в неделю, 52 недели в год?»
Свободная Европа: Внешние партнеры задавались тем же вопросом.
Юрие Чокан: По ходу вскрылись и факты дублирования обязанностей, и несвойственные функции, и примеры самой замысловатой мешанины, когда в рамках одного министерства управляли и собственностью, и оказывали всевозможные услуги, и разрабатывалась политика, а контрольные функции совмещались с выдачей разрешительных документов…И так далее, и тому подобное.
Посмотрите, какая чистота наведена! Министерства вырабатывают направления деятельности и политику, подведомственные структуры занимаются претворением в жизнь этой политики, а контрольная деятельность возложена строго на 13 контрольных органов, которые остались из 74-х. И есть еще учреждения, которые занимаются только предоставлением услуг. Порядок наведен! А это было остро необходимо для функциональности системы – четкое распределение обязанностей и ответственности делает механизм работоспособным.
Один вырабатывает политику, другой отвечает за ее реализацию, третий контролирует, четвертый предоставляет услуги, платные или бесплатные, как это предусматривает закон.
Свободная Европа: Я спрашивала о цене реформ.
Юрие Чокан: В целом в госбюджете заложено 40 млн леев на покрытие расходов на реформы. В прошлом году из тех 40 млн мы потратили немногим более 5 млн, в этом, думаю, расходы будут чуть больше, потому что реформы уже перешли на новый этап и коснулись подведомственных учреждений, где и персонал более многочисленный, и самих учреждений больше, чем 16 министерств, сколько их было до начала реформы.
Свободная Европа: Вы говорите об агентствах?
И Налоговая инспекция, и Таможенная служба пережили глубокую внутреннюю структурную реорганизацию
Юрие Чокан: Да, об агентствах и подведомственных учреждениях. Но, так или иначе, в эти 40 млн леев мы впишемся. Это и есть цена реформ.
Свободная Европа: Сколько лет понадобится Республике Молдова для того, чтобы считать себя модернизированным государством?
Юрие Чокан: Это крайне индивидуальное восприятие, потому что у нас разные мнения о том, что можно считать современным государством. Думаю, направление правильное. Единственное, много времени уже упущено!
Мы были зажаты в системах, которые априори неэффективны. И никто не нашел в себе мужества открыто об этом заявить. Не хочу сказать, что это было сделано умышленно, но административная система, по крайней мере, на центральном уровне, которая существовала до реформы 2017 года, обрекала страну на застой.
Свободная Европа: А сегодня есть проект для всей страны?
Юрие Чокан: Так эту реформу и можно назвать и проектом целой страны, потому что изначально создается центральное публичное управление, а впоследствии, надеюсь – и местное управление, компактное и современное, способное продвигать и внедрять политики в интересах граждан.
Посмотрите, какие уже есть последствия – не хочу говорить, что это исключительно заслуга реформы, но я слежу за статистикой поступлений, которую периодически оглашает Госказначейство. Поступления в госбюджет неуклонно растут!
И Налоговая инспекция, и Таможенная служба прошли через реформу, пережили глубокую внутреннюю структурную реорганизацию. Если взять состояние дел до реформы, скажем, по Налоговой инспекции – в каждом районе были территориальные структуры как отдельное юридическое лицо, с начальством, с бухгалтерами и сторожами, кабинетами и т.п. А сегодня все они сведены в единую структуру – Государственную налоговую инспекцию с резиденцией в Кишиневе и филиалами по всей стране. Филиалы, а не отдельные правовые субъекты со своими счетами, директорами...
Свободная Европа: Когда создавались региональные казначейства, были и замечания со стороны местных органов управления.
Я думаю, мы должны использовать румынский язык повсеместно, и чтобы в государственном документообороте использовался только один язык
Юрие Чокан: Они и сейчас есть, но направление-то правильное, а еще продвигается внедрение информационных технологий... Сегодня я, как обладатель электронной подписи, обслуживаю все свои платежи в режиме онлайн. Насколько я вижу, эти технологии активно внедряются на уровне казначейств, думаю, понадобится, возможно, год-полтора до того момента, когда и бухгалтеры, и руководители учреждений, частных или государственных, будут управлять всеми своими финансовыми потоками. Осталось недолго, и очень многие учреждения уже перешли на новые методы работы.
Свободная Европа: Башкан АТО Гагауз-Ери Ирина Влах настаивала на том, чтобы вся документация переводилась и на русский язык.
Юрие Чокан: Существует закон о функционировании языков на территории Республики Молдова – довольно старый. В нем четко определено, что любое общение с государственными институтами ведется исключительно на государственном языке. Это бесспорно. Сегодня Monitorul Oficial выходит и на русском языке. Все постановления правительства, все законы издаются и на русском языке. У меня может быть отдельное мнение на этот счет, но сегодня закон таков – и его надо соблюдать.
Много экспертных мнений было высказано по этому поводу, надо подумать над вопросом, пересмотреть его, но в приемлемой для граждан форме, потому что государство обязано создавать условия для того, чтобы каждый гражданин знал законы, несмотря на то, что, как известно, незнание закона не освобождает…
Свободная Европа: Два языка – это и дополнительные расходы?
Юрие Чокан: Это гораздо более глубокая тема. У меня свое мнение на этот счет, может, оно кому-то и не нравится, но…
Свободная Европа: Так каково же ваше мнение?
Юрие Чокан: Я думаю, мы должны использовать румынский язык повсеместно в Республике Молдова – повсеместно, и чтобы в государственном документообороте использовался только один язык. Это мое личное мнение, но за четверть века мы ничего не сделали для того, чтобы дойти до этого уровня; не сделали ничего для того, чтобы граждане, представляющие этнические группы, могли изучать румынский язык должным образом, начиная со школьной скамьи и заканчивая различными учебными курсами.
Сегодня, например, госчиновник обязан владеть румынским языком на уровне общения. Все, кто предоставляет услуги в торговой сфере, где бы они ни были, обязаны знать румынский язык. Но, насколько известно и мне, и вам, мы нередко сталкиваемся с фактами нарушения закона. Правильно? И если мы миримся с несоблюдением закона, значит, таково наше общество…