Через час после того, как Драгалин объявила, что написала заявление об отставке, в парламенте прошел второй этап консультаций о создании «Прокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (PACCO)». Вероника Драгалин призывала депутатов отказаться от этой инициативы, однако спикер парламента Игорь Гросу ответил, что этот проект «не касается одного человека». По его словам, депутаты намерены создать специализированную прокуратуру, которая будет бороться с преступными группировками и «принесет результаты».
Глава юридической комиссии, депутат от PAS Вероника Рошка заявила, что авторы предложат внести проект в повестку заседания 20 февраля. По ее словам, они знают, что у проекта есть «уязвимые места» и поэтому, в первом чтении парламент одобрит сам концепт, а ко второму чтению его доработают. Рошка сообщила, что проект еще несколько раз обсудят на публичных консультациях, а также запросят мнение внешних партнеров.
Судьба прокуроров и текущих расследований под вопросом
Проект предусматривает, что через 30 дней после того, как закон о создании «PACCO» вступит в силу, Антикоррупционную прокуратуру и Прокуратуру по борьбе с оргпреступностью ликвидируют. Судьба прокуроров из этих прокуратур остается под вопросом. Участники парламентских слушаний отметили, что, если их переведут в районные прокуратуры, это будет считаться понижением в должности, которое обычно применяют как наказание.
Замена прокуроров может повредить текущим расследованиям особенно в тех случаях, когда речь идет о передаче засекреченных дел. Заместитель генпрокурора Серджиу Руссу считает, что у прокуроров из специализированных прокуратур уже есть необходимые опыт и экспертиза, чтобы вести сложные дела. «Не ясно, если у прокуроров, которые их заменят, будет достаточно опыта, чтобы вести дела, связанные с организованной преступностью или угрозой безопасности страны», – сказал он.
Замглавы Антикоррупционной прокуратуры Октавиан Якимовский предупредил и о том, что ликвидация двух прокуратур негативно скажется на тех делах, которые уже рассматривают в судах. «Все дела о краже миллиарда, которые находятся в суде, остановятся [пока прокуратуры будут реорганизовывать]. Судьи будут посылать повестки прокурорам, но не кому будет идти [на заседание]», – заявил прокурор.
Руссу также сообщил, что Генпрокуратура не согласна с тем, что работу главы новой прокуратуры сможет проверять специальная комиссия. По его словам, для этого достаточно и обыкновенных проверок, которые проходят и другие прокуроры. С ним согласилась судья и член Высшего совета магистратуры (ВСМ) Ливия Митрофан. У нее также возникли вопросы в связи с тем, что для выбора главы новой прокуратуры создадут отдельную комиссию. «Мы что не доверяем „vetting” или тому, что Высший совет прокуроров способен назначить прокурора-шефа?» – уточнила она.
«Хотите увидеть хаос – одобрите проект скорее»
Несколько участников слушаний сомневаются, что новая прокуратура сможет начать работать в те сжатые сроки, которые указаны в проекте. Член Высшего совета прокуроров Эдуард Паня отметил, что одного назначения и.о. главы этой прокуратуры недостаточно чтобы она начала работать. Его коллега Елена Рошиору считает, что прокуратуры должны объединить постепенно.
Октавиан Якимовский заявил, что в следующем году властям не удастся найти прокуроров для новой структуры. По его словам, это приведёт к разгулу преступности, потому что некому будет вести расследования. Якимовский считает, что полицейские и сотрудники Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК) не справятся без прокуроров. «Если хотите увидеть, как выглядит хаос, проголосуйте как можно скорее за этот законопроект во втором чтении», – подчеркнул он.
Госсекретарь минюста Станислав Копецкий также сказал, что его ведомство обеспокоено тем, что будет с действующими расследованиями и как обеспечить новую прокуратуру собственным зданием и оборудованием. По его словам, эту обеспокоенность можно устранить, доработав проект.
Ливия Митрофан заявила, что, по ее мнению, вместо ликвидации двух специализированных прокуратур, парламенту нужно сконцентрироваться на их укреплении. Например, позволить генпрокурору и его заместителям управлять этими прокуратурами. Она подчеркнула, что невозможно реорганизовать прокуратуры за один месяц, как предусматривает проект. «Там есть дела, которые касаются безопасности страны, мы не можем ставить их под угрозу в такой сложный момент», – сказала она, отметив, что это ее мнение, а не позиция ВСМ.
Оппозиция против, Стамате предупреждает о рисках
Депутат от оппозиционной Партии социалистов Раду Мудряк, заявил, что его фракция не поддержит проект в первом чтении. Он возмутился тем, что обсуждения проводят за день до того, как его рассмотрят на пленарном заседании парламента. Мудряк считает, что проект приведет к «обезглавливанию прокуратуры» и минимум на полгода заблокирует ее работу. Он попросил правящую партию не торопиться с принятием закона во втором чтении.
Депутат от PAS Олеся Стамате заявила, что у нее было много вопросов к проекту, но после консультаций, она увидела в нем еще больше потенциальных рисков. Она предложила запросить мнение Венецианской комиссии Совета Европы.
Неаффилированный депутат Гайк Вартанян считает проект сырым: «Людей нет, cо зданием проблема, как была год-два назад, так у авторов проекта и нет ответа, что с ним будет, заключений европейских структур тоже нет».
Вероника Рошка сообщила, что на слушания приглашали и представителей PCCOCS, но они не пришли. Она пообещала, что по проекту проведут столько консультаций, сколько необходимо. «Нам нужен качественный законопроект, оторый не затруднит процессы», – заверила депутат.