Linkuri accesibilitate

Драгалин отвергла критику властей и идею объединить две прокуратуры


Глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин на пресс-конференции 30 января.
Глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин на пресс-конференции 30 января.

Глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин не видит причин для объединения ведомства, которым она руководит, с Прокуратурой по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS). Она подчеркнула, что 37 прокуроров не могут противостоять вмешательству России в дела Молдовы.

На следующий день после того, как министр юстиции Вероника Михайлов-Морару, заявила, что Антикоррупционную прокуратуру могут объединить с PCCOCS, Вероника Драгалин созвала пресс-конференцию, на которой представила результаты работы за 2024 год.

Глава Антикоррупционной прокуратуры сказала, что не знает подробностей о планах властей объединить две прокуратуры и не видит причин для этого. Она призналась, что о некоторых решениях политиков узнает из прессы.

Прокурор сообщила, что решит остаться ли в системе после того, как увидит поправки, которые планирует принять парламент. Она напомнила, что мандат еще не истек и должен продлиться 5 лет. Также Вероника Драгалин рассказала, что власти не объяснили ей, за что конкретно они критикуют работу прокуратуры, которую она возглавляет.


«О результатах нашей работы нельзя судить исходя из того, что мы не остановили влияние Российской Федерации на Республику Молдова. На протяжении всей истории Республики Молдова, такое влияние было. Мы с ним боремся, но не могут 37 прокуроров Антикоррупционной прокуратуры остановить это влияние», — заявила она.

На вопрос какие ошибки она совершила на протяжении своего мандата, Драгалин призналась, что сожалеет о том, что создалось впечатление о том, что у нее «слишком близкие отношения с некоторыми чиновниками».

«Есть ошибочное представление, что я как прокурор, пришла сюда, чтобы служить определенному политическому классу. Я с самого начала говорила, что я приехала сюда, как независимый прокурор. Я не приехала помогать одной партии или привлечь к ответственности — другую», — рассказала Драгалин.

Она также отметила, что во всех странах политики часто критикуют антикоррупционных прокуроров, потому что у тех есть полномочия вести дела против чиновников высокого ранга.

Дела, «vetting» и кадровый кризис

Вероника Драгалин заявила, что под ее руководством Антикоррупционная прокуратура достигла прогрессов. Например, за последние два года, прокуратура передала в суд дела против 40 чиновников и добилась конфискации 75 млн леев.

Также она рассказала, что в Антикоррупционной прокуратуре беспрецедентная нехватка кадров. Если в 2022 году там было 52 прокурора, то сейчас остались 37 человек. Драгалин подчеркнула, что в 2024 году увеличился объем работы, и только количество судебных заседаний увеличилось на 1 тыс.

Глава Антикоррупционной прокуратуры объяснила, что новых прокуроров не могут нанять, из-за того, что учреждение проходит «vetting» (специальную проверку финансовой и этической неподкупности). Она рассказала, что прокуроры ответили на вопросы комиссии в июне 2024 года, но к концу января 2025 года только 10 ее подчиненных получили дополнительные вопросы комиссии.

«Комментарии о том, что прокуратура не работает, потому что проходит „vetting“ и сидят здесь и смотрят в потолок, не соответствуют действительности», — заявила она.

Судьба Антикоррупционной прокуратуры оказалась под вопросом после того, как на президентских выборах 2024 года было много случаев подкупа избирателей. На фоне этого президент Майя Санду дважды созывала заседания Высшего совета безопасности и требовала, чтобы правительство нашло способ увеличить эффективность Антикоррупционной прокуратуры.

29 января министр юстиции Вероника Михайлов-Морару сообщила, что передала депутатам три возможных сценария изменения архитектуры антикоррупционных учреждений. Один из них предусматривает, что дела о политической коррупции передадут в специальный отдел Генеральной прокуратуры, а другой — что две специализированные прокуратуры объединят.

30 января спикер парламента Игорь Гросу заявил журналистам, что идея объединения специализированных прокуратур «обретает контуры». «Сделаем более сильное учреждение, объединим ресурсы», — сказал он. Спикер не уточнил, когда депутаты обнародуют проект.

  • 16x9 Image

    Надежда Копту

    Я начала работать в Europa Liberă Moldova в 2022 году. Здесь я пишу о правах человека, реформе юстиции и публикую репортажи с судебных заседаний по резонансным уголовным делам. Каждый раз, когда я пишу о какой-то проблеме, я надеюсь, что мой текст поможет изменить ситуацию к лучшему.

    До этого я четыре года писала на те же темы в редакции NewsMaker.md. Моя карьера журналиста началась в 2016 году, когда я совмещала учебу на журфаке и работу на сайте publika.md.

XS
SM
MD
LG