Linkuri accesibilitate

Дело о концессии аэропорта. Агентство публичной собственности потребовало 392 млн леев с восьми подсудимых


Юрий Лянкэ и Валериу Лазэр с адвокатами в коридоре суда Буюкан.
Юрий Лянкэ и Валериу Лазэр с адвокатами в коридоре суда Буюкан.

Агентство публичной собственности (АПС) считает, что восемь обвиняемых по делу о концессии аэропорта должны возместить государству около 392 млн леев ущерба. Цифра совпадает с результатом судебной экспертизы, в достоверности которой сомневаются подсудимые и их адвокаты.

В кишиневском суде Буюкан 13 марта состоялось очередное заседание суда по делу о концессии аэропорта, в котором фигурируют восемь человек, включая экс-премьер Юрия Лянкэ, бывший министр экономики Валериу Лазэр и экс-глава АПС Тудор Копач. Выступая в зале суда, представитель АПС Ирина Маланчук сообщила, что подсудимые должны вернуть государству 392 млн леев.

Она уточнила, что по решению прокуроров, потерпевшей стороной в деле считается государство, которое в этом процессе представляет Агентство публичной собственности. Юрист подчеркнула, что, компенсацию требуют, в том числе, потому что, одобряя концессию, подсудимые пренебрегли интересами государства.

Ирина Маланчук отметила, что агентство не может уточнить, какую конкретно сумму должен вернуть каждый из фигурантов дела. По ее словам, это предстоит решить судьям с учетом того, какую роль они сыграли в концессии. Представитель Агентства рассказала, что в технико-экономическом обосновании, которое разработали перед концессией аэропорта, указали, что государство может взымать с концессионера от 8% до 22% прибыли. Несмотря на это, в решении правительства, которым объявили конкурс по выбору компании-концессионера, указали роялти в 1%.

По словам Ирины Маланчук, сумму в 392 млн леев получили, посчитав, какой доход могло бы получить государство, если бы в решении правительства указали не 1%, а – 8%. Она подчеркнула, что в 2022 году, пока аэропорт находился под концессией Avia Invest, компания сообщила, что с 2,1 млн пассажиров получила доход в 2,8 млн леев. Под управлением государства, в 2023 году, прибыль с 2,8 млн пассажиров составила 208 млн леев. Представитель Агентства подчеркнула, что и по данным судебной экспертизы подсудимые нанесли государству ущерб в 392 млн леев.

С чем не согласны подсудимые и защита

Юрий Лянкэ заявил, что юрист не учла контекст 2013 года. По его словам, благодаря тому что аэропорт сдали в концессию, перед ним построили новую взлетно-посадочную полосу и оборудовали парковку. Он подчеркнул, что другие предприятия, как «Железная Дорога Молдовы» и «Moldtelecom» были все время под управлением государства и дела там обстоят хуже, чем в аэропорту.

Его адвокат Владислав Рошка подчеркнул, что в самом уголовном деле, технико-экономическое обоснование, на которое ссылается Ирина Маланчук, прокуроры признали дефектным. К тому же, отвечая на его вопрос, юрист подтвердила, что сведения, указанные в обосновании, были рекомендацией. Адвокат также спросил ее «как господин Лянкэ должен был предусмотреть упущенную выгоду» перед тем, как правительство одобрило концессию. Он уточнил, что его подзащитный не мог предвидеть поток пассажиров, ни как развивались бы события, если бы пандемия коронавируса продлилась 10 лет. Ирина Маланчук ответила, что в технико-экономическом обосновании было предусмотрено сколько пассажиров аэропорт может принять на разных этапах концессии.

Валериу Лазэр попросил ее ответить, что определяет способ расчёта роялти, а после того, как юрист не дала четкого ответа, он уточнил, что ни в одном законе это не указано.

Cудьи дали Ирине Маланчук дополнительное время, чтобы подготовиться к вопросам участников процесса, на которые она не смогла ответить на этом заседании.

После этого несколько адвокатов пожаловались судьям, что им не удалось узнать в Центре судебной экспертизы, по какой методологии рассчитали сумму ущерба в 392 млн леев. Защитники рассказали, что эксперты отказываются ее разглашать, чтобы ими не воспользовались другие люди.

Адвокаты напомнили, что несколько участников процесса уже требовали, чтобы по делу назначили новую экспертизу или провели дополнительную, потому что они не доверяют результатом первой. Валерий Лазэр подчеркнул, что оспорить результаты экспертизы можно только, если доказать, что ее провели, нарушив методологию, но это невозможно сделать, пока ее не раскрывают. Он заявил, что готов «торжественно поклясться», что не будет открывать собственное экспертное бюро, в котором мог бы использовать методологию.

Прокурор Виктор Мунтян не согласился с их требованием, отметив, что профильная литература о проведении экспертиз есть в публичном доступе. Защитники ответили, что им нужна не литература, а сама методология, которой в публичном доступе нет.

Судьи ответили, что вернутся к этому вопросу на следующих заседаниях.

***

В 2013 году компания Avia Invest получила кишиневский аэропорт в концессию на 49 лет. Молдавские власти считают, что на самом деле контроль над аэропортом получил олигарх Илан Шор, с помощью офшорных компаний, которые управляли концессионером Avia Invest.

В 2020 году государство расторгло договор о концессии объяснив это тем, что Avia Invest не вложила обещанные деньги в развитие аэропорта. В 2023 году Высшая судебная палата подтвердила законность расторжения договора, а аэропорт вернулся под управление государства.

Все обвиняемые по делу о концессии аэропорта не признают вину.

  • 16x9 Image

    Надежда Копту

    Я начала работать в Europa Liberă Moldova в 2022 году. Здесь я пишу о правах человека, реформе юстиции и публикую репортажи с судебных заседаний по резонансным уголовным делам. Каждый раз, когда я пишу о какой-то проблеме, я надеюсь, что мой текст поможет изменить ситуацию к лучшему.

    До этого я четыре года писала на те же темы в редакции NewsMaker.md. Моя карьера журналиста началась в 2016 году, когда я совмещала учебу на журфаке и работу на сайте publika.md.

XS
SM
MD
LG