На заседании суда Буюкан 7 марта состоялись прения сторон по делу Ирины Лозован и ее мужа, районного советника из Окницы Павла Гырляну. Прокурор Георгий Караджиа заявил, что во время судебного процесса доказал, что Лозован, будучи членом политбюро партии «Возрождение» согласилась, чтобы политформирование получало деньги от преступной группировки Илана Шора.
Он напомнил, что прежде, чем покинуть Партию социалистов (ПСРМ) в марте 2023 года, Ирина Лозован летала в Израиль, где виделась с Шором и, возможно, обсуждала с ним дальнейший план действий. Вместе с ней в эту поездку отправились депутаты Александр Нестеровский и Василий Боля, которые также покинули ПСРМ.
Прокурор считает, что саму партию «Возрождение», которая не была активной несколько лет, «реанимировали» в 2023 году, чтобы продвигать на политической арене интересы Илана Шора. По его словам о том, что партия получает незаконное финансирование из России говорит и то, что на ее банковских счетах нет средств.
Версия обвинения
По версии обвинения, Ирина Лозован и Павел Гырляну получили от олигарха 30 тыс. долларов и попытались их вручить мэру Окницы Виктору Артаманюку, чтобы он перешел из ПСРМ в «Возрождение». Прокурор напомнил, что сами подсудимые подтвердили, что пытались передать Артаманюку деньги, но утверждают, что это были их личные средства.
Георгий Караджиа считает, что их версия не подтвердилась. Прокурор рассказал, что хотя Виктор Артаманюк, его заместитель Марчел Гыртопан и Павел Гырляну жили в Окнице, последний настоял на том, чтобы деньги передали в Кишиневе на парковке перед супермаркетом. Он подчеркнул, что в день передачи денег, 2 августа 2023, Павел Гырляну находился в кишиневском офисе партии «Возрождение».
В итоге, Караджиа заявил, что Ирину Лозован необходимо приговорить к шести годам тюрьмы, а Павла Гырляну — к пяти, а также запретить им занимать госдолжности на пять лет. Хотя решение суда первой инстанции не является окончательным, гособвинитель считает, что подсудимых необходимо арестовать сразу после оглашения приговора, а 30 тыс. долларов, которые использовали как взятку – конфисковать.
Версия защиты
Адвокаты Анатолий Пител и Лилиан Рудей ответили, что гособвинитель не доказал вину их подзащитных и попросили их оправдать. Они назвали дело политическим, заявив, что оно выгодно ПСРМ, с которой Лозован соперничает за один и тот же электорат, и правящей партии «Действие и солидарность» (PAS), по отношению к которой Лозован находится в прямой оппозиции.
Анатолий Пител считает, что подсудимых «подстрекали» совершить преступление, а трое из четырех свидетелей обвинения подтвердили в суде, что действовали по указаниям сотрудников Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК). Адвокат подчеркнул, что из стенограмм, которые записали правоохранители, следует, что именно мэр Окницы настаивал, чтобы его «простимулировали» и «заинтересовали», а Павел Гырляну отвечал, что они «не покупают мэров». Кроме того, Анатолий Пител напомнил, что Виктор Артаманюк рассказал, что представители НЦБК первыми пришли к нему в кабинет и настояли на сотрудничестве. Так, мэр не только записывал разговоры с супругами, но и требовал, чтобы они увеличили сумму вознаграждения.
- Читайте также: «15 минут позора, и ты миллионер». Мэр Окницы рассказал, как его пытались подкупить, чтобы он примкнул к «Возрождению»
Пител также заявил, что, сменив партию его подзащитная сначала не хотела переманивать коллег из команды ПСРМ, которую сама и построила, но потом пришла к выводу, что у нее недостаточно денег и времени, чтобы с ноля создать партийную ячейку до местных выборов, которые были запланированы на осень 2023 года. Поэтому она решила, что будет дешевле передать 30 тыс. долларов Виктору Артаманюку, который бы обеспечил переход остальных членов команды «эффектом каскада».
Адвокат подчеркнул, что в деле нет ни одного доказательства, что эти 30 тыс. долларов его подзащитной передал Шор. «Получается, что в этом мире только у Шора есть деньги, которые он 10 лет назад украл из Banca de Economii», — заявил Анатол Пител.
Ирина Лозван считает, что ее дело сфабриковали спецслужбы, чтобы «уничтожить» и вынудить уйти с политической арены. Она подчеркнула, что у нее, как у члена политбюро партии «Возрождение» нет полномочий, чтобы получать финансирование для партии. Лозован рассказала, что за финансы отвечает только и.о. главы партии Наталья Параска, но ее дело два года находится на этапе расследования. Подсудимая считает, что ее дело движется быстрее потому, что она депутат парламента и пользуется поддержкой жителей Окницы и Бричан.
Также она рассказала, что десятки офицеров НЦБК начали следить за ней и ее домом, еще до того, как с нее сняли депутатскую неприкосновенность.
Она причислила несколько громких убийств, которые недавно произошли в Молдове и заявила, что по этим делам никто не наказан. Лозован утверждает, что все дело против нее «строится на догадках», а мэру она пыталась передать деньги родителей. Он подчеркнула, что в Молдове так принято, что «родители поддерживают детей».
К тому же, она рассказала, что на счетах партии «Возрождение» нет денег, потому что банки отказываются с ними сотрудничать.
Что дальше
Подсудимые должны выступить с последним словом на заседании 12 марта. После этого судья должен вынести приговор. Однако, в начале заседания 7 марта адвокат Анатолий Пител заявил отвод судье Серджиу Стратану. Его запрос должны рассмотреть до 12 марта и если это ходатайство отклонят, то судебный процесс по делу Лозован и Гырляну продолжится в обычном режиме.
Коллега Ирины Лозован, депутат Александр Нестеровский, которого судят за пассивную коррупцию и «создал условия для незаконного финансирования политической партии» уже выступил с последним словом 7 марта. Обвинение считает, что он получил не менее 35 тыс. долларов, за то, чтобы перейти из ПСРМ в «Возрождение». Также, по версии прокуроров, он завербовал экс-депутата Арину Спэтару, чтобы она создала проевропейскую партию, которая будет действовать в интересах Шора. Для этого он передал ей 50 тыс. долларов и 100 тыс. леев. То же самое утверждает сама Спэтару, которая сотрудничала с НЦБК и выступила свидетелем по этому делу.
Выступая в суде, Александр Нестеровский заявил, что передал Арине Спэтару деньги, которые они просила на строительство социальной столовой при храме, где служит ее муж-священник и адвокатов, чтобы добиться в суде снижения цен на электричество для жителей Бельц. По его словам, Шор был категорически против, чтобы Спэтару использовала эти деньги в политически целях. Также он считает, что прокуроры не доказали, что он получил 35 тыс. долларов, а подсчеты сделали примерно исходя из того, что Спэтару препдоложила, что он получает по 5 тыс. долларов в месяц. Ему также не ясно, как обвинение пришло к выводу, что он получал деньги именно семь месяцев.
Депутат считает, что дело против него, сфабриковали, чтобы создать видимость, что в стране идет борьба с коррупцией. По его словам, на 1/3 оно состоит из приговора Илана Шора и на 1/3 из переговоров Арины Спэтару «с кем-то». Он надеется, что судья примет «законное решение» по его делу.
Гособвинитель потребовал назначить ему тюремное наказание на 10 лет и 9 месяцев, а также штраф – 500 тыс. леев. Как и в случае с Лозован и Гырляну, прокурор Караджиа считает, что Нестеровского необходимо арестовать сразу же после оглашения приговора. Следующее заседание по этому делу состоится 19 марта.