Linkuri accesibilitate

«Все знали, что донации были фиктивными». Экс-секретарь из партии «Шор» дала показания по делу Гуцул


Евгения Гуцул с адвокатами Вадимом Банару (в мантии) и Серджиу Морару перед одним из заседаний суда.
Евгения Гуцул с адвокатами Вадимом Банару (в мантии) и Серджиу Морару перед одним из заседаний суда.

Бывшая секретарь кишиневского офиса партии «Шор» дала показания в суде по делу башкана Гагаузии Евгении Гуцул, которую обвиняют в соучастии в незаконном финансировании партии. Свидетель утверждает, что в офисе фальсифицировали документы, чтобы скрыть финансирование от олигарха Илана Шора.

5 февраля заседание суда по делу Евгении Гуцул и Светланы Попан началось с опозданием. Полиция пыталась вывести из зала суда сторонников башкана, которые шумели на прошлом заседании суда. За многочисленные нарушения порядка судья Анна Кучереску запретила приходить в зал суда депутату Регине Апостоловой и бывшему мунсоветнику от партии «Шор» Валерию Клименко. Поддержать Гуцул также пришел лидер партии «Шанс» Алексей Лунгу, который вместе с Клименко и Апостоловой отказывался подчиниться требованию полиции.

Через полчаса судья Кучереску пришла в зал суда и постановила, что для поддержания порядка, на заседания больше не будут пускать сторонников башкана, но разрешат присутствовать прессе. На этот раз группа поддержки Гуцул вышла в коридор, а заседание продолжилось в обычном режиме.

Прокуроры попросили судью, чтобы свидетель выступила по видеосвязи, объяснив это тем, что она недавно родила ребенка и ей не с кем его оставить. Адвокаты Гуцул были против допроса свидетеля, объяснив это тем, что она сама проходила обвиняемой по делу. Адвокат Серджиу Морару предположил, что свидетель получила «непозволительные выгоды» от прокуроров и в обмен на показания, её вывели из-под уголовного преследования. Он сообщил, что её задержали днем, а допрос длился до полуночи. Морару напомнил, что в суде уже выступала свидетель, которая призналась, что прокурор диктовал ей, что писать в протоколе допроса.

Прокурор Геннадий Епуре уточнил, что свидетеля освободили от уголовной ответственности в августе 2023 года. Женщина заявила, что дала показания добровольно и никто на неё не давил.

Евгения Гуцул с адвокатом Вадимом Банару на одном из заседаний суда.
Евгения Гуцул с адвокатом Вадимом Банару на одном из заседаний суда.

Организация протестов и фиктивных пожертвований для партии

Свидетель рассказала, что работала вместе с подсудимыми Евгений Гуцул и Светланой Попан в офисе партии «Шор». В 2019–2022 году женщина была секретарем кишиневского офиса, а Гуцул и Попан, которые также была секретарями, отвечала за несколько районов страны.

По словам свидетеля, секретари помогали организовывать антиправительственные протесты в 2022 году. Они звонили председателям районов и сообщали тем, когда будет мероприятие и скольких человек необходимо на него привезти. «Мы давали указания, они – результаты», – рассказала свидетель.

Тех, кого отправляли на протесты, фотографировали и присылали эти фото в центральный офис партии. Свидетель считала вручную сколько человек изображено на фото, а потом передавала данные руководству партии, чтобы они знали, сколько денег нужно отправить на «гонорары» протестующих.

По такому же принципу организовывали сбор подписей о пожертвованиях партии. Свидетель рассказала, что к секретарям приходила бухгалтер, которая говорила, что ей нужны ведомости о том, что партия получила пожертвования на определенную сумму денег, например, 100 тыс. леев. Секретари звонили в районные организации и просили собрать подписи. По словам женщины, некоторые люди, которых включали в списки, даже не знали об этом.

«Все знали, что они [пожертвования] были фиктивными», – подчеркнула она. Свидетель сообщила, что на самом деле партию финансировал Илан Шор, но откуда у него были деньги она не знала.

Евгения Гуцул и Светлана Попан беседуют с адвокатами перед заседанием суда.
Евгения Гуцул и Светлана Попан беседуют с адвокатами перед заседанием суда.

Зарплаты в конвертах и «зачистка» офиса перед обыском

Свидетель рассказала, что официально у секретарей была зарплата в 700 леев, а остальное начальство платило им в конвертах. По её словам, после того как летом 2022 года в офисах партии провели обыски, зарплату секретарям подняли. «Насколько я знаю, Евгения Гуцул получала 30 тыс. леев в конверте», – заявила свидетель.

Зарплату ей приносили руководители отделов, а дважды конверты свидетелю передавал адвокат Евгении Гуцул Вадим Банару. В этот момент защитник находился в зале суда и подтвердил, что передавал деньги свидетелю. Женщина сама участвовала в распределении зарплат – например для советников партии «Шор» в пригородах Кишинева. По её словам, выдачу зарплат координировала депутат Марина Таубер, а после проверки списков, их уничтожали с помощью шредера.

Свидетель сообщила, что в партии знали заранее о том, что правоохранители проведут обыски. Секретарям поручили «сделать генеральную уборку»: уничтожить документы, удалить информацию с компьютера, а рабочие места очистить «чтобы непонятно было, кто где сидел». Кроме того, их попросили не приходить в офис и работать из дома, а перед организацией протестов в августе 2022 года для сотрудниц арендовали квартиру, чтобы они координировали процесс оттуда.

Свидетель также подтвердила, что Евгения Гуцул несколько раз летала в Москву и привозила оттуда по 8 тыс. долларов – максимальную сумму, которую можно провозить через границу и не декларировать. По её словам, в такие поездки отправлялись сразу несколько сотрудниц офиса, а за командировки им платили по 50 евро.

***
Партию «Шор» ликвидировали в 2023 году по решению Конституционного суда, который признал, что у неё было непрозрачное финансирование, а её деятельность угрожала демократическому строю государства. Ликвидированную партию судят вместе с её бывшим вице-председателем Мариной Таубер по делу о незаконном финансировании.

Дело Евгении Гуцул и Светланы Попан, которых также обвиняют в том, что они позволили, чтобы партию финансировала преступная группа Илана Шора, рассматривают отдельно.

Обвиняемые не признают вину. Они считают дела сфабрикованными и обвиняют правящую партию «Действие и солидарность» (PAS) в давлении на оппозицию. В PAS эти обвинения отвергают.

Гуцул, к тому же, утверждает, что цель её судебного процесса – лишить её должности башкана. По её словам, прежде чем передать дело в суд, прокуроры предлагали ей отказаться от должности. В прокуратуре это не подтвердили.

Сам Илан Шор находится в Москве, откуда продолжает координировать работу своих политических проектов. В Молдове его заочно приговорили к 15 годам тюрьмы за соучастие в краже миллиарда долларов из трех молдавских банков в 2014 году.

  • 16x9 Image

    Надежда Копту

    Я начала работать в Europa Liberă Moldova в 2022 году. Здесь я пишу о правах человека, реформе юстиции и публикую репортажи с судебных заседаний по резонансным уголовным делам. Каждый раз, когда я пишу о какой-то проблеме, я надеюсь, что мой текст поможет изменить ситуацию к лучшему.

    До этого я четыре года писала на те же темы в редакции NewsMaker.md. Моя карьера журналиста началась в 2016 году, когда я совмещала учебу на журфаке и работу на сайте publika.md.

XS
SM
MD
LG