28 февраля в парламенте прошли очередные консультации о создании «Прокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью» (PACCO). Проект, который 20 февраля приняли в первом чтении, предполагает, что Антикоррупционную прокуратуру и Прокуратуру по борьбе с оргпреступностью (PCCOCS) ликвидируют.
Глава юркомисии парламента, депутат от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Вероника Рошка представила собравшимся своего коллегу Игоря Кирияка, как основного автора проекта. Эксперт Центра анализа и предотвращения коррупции Марьяна Калугин ответила, что инициативу и так уже называют «проектом Кирияка».
Калугин подчеркнула, что организация, которую она представляет, не поддерживает проект потому, что он противоречит Конституции и нарушает права человека. Она объяснила, что депутаты не провели анализ, который бы подтвердил, что в большинстве случаев коррупции за последние 5 лет были замешаны преступные группировки. По её словам, такие серьезные изменения угрожают независимости прокуроров и создают риск того, что из системы исключат тех, кто не лоялен политикам. Эксперт отметила, что депутаты не подсчитали, сколько денег необходимо на реализацию проекта, в том числе на здание для новой прокуратуры и пособия по увольнению, для тех прокуроров, которые не согласятся с изменениями.
Глава Института европейских политик и реформ (IPRE) Юлиан Гроза также заявил, что развивать этот проект «нецелесообразно». Адвокат из IPRE Анжела Попил подчеркнула, что в инициативе есть нормы, которые противоречат друг другу.
«Риск, что улики потеряются или их уничтожат»
Госсекретарь минюста Станислав Копецкий назвал проект «амбициозным», но предупредил, что в нем есть риски. В частности, при передаче дел из ликвидируемых прокуратур в PACCO могут потерять или уничтожить важные улики. Копецкий подчеркнул, что эти прокуратуры ведут сложные дела, которые содержат результаты прослушек, а также банковские или государственные тайны.
По его словам, риск потери данных и утечки информации увеличивается из-за того, что Генпрокуратура должна быть посредником в этом процессе. Он предложил исключить её из этой цепи. Другие участники консультаций с ним согласились, а депутат от PAS Василе Грэдинару ответил, что при необходимости парламентарии могут проследить за тем, чтобы документы не потерялись.
Станислав Копецкий раскритиковал и то, что прокуроров могут принять на работу в PACCO до того, как они пройдут проверку финансовой и этической неподкупности – «vetting». Он пояснил, что если прокуроры PACCO получат негативные заключения от комиссии «vetting», то это подорвет доверие общества к новой прокуратуре.
Что делать с прокурорами из специализированных прокуратур
Замгенпрокурора Серджиу Бригай рассказал, что в Генпрокуратуре создали рабочую группу, которая анализирует проект. Он рассказал, что, если прокуроров из специализированных прокуратур переведут в районные, появится риск, что расследование дел и рассмотрение их в суде затянется. Виктор Фуртунэ и Марьяна Калугин подчеркнули, что перевод в районные прокуратуры считается понижением в должности, которое обычно применяют, как дисциплинарное наказание. По их словам, понижение без причин, противоречит трудовому законодательству.
Станислав Копецкий считает, что в законопроекте нужно включить пункт, что прокуроров из Антикоррупционной прокуратуры и PCCOCS могут перевести в PACCO, потому что они уже знакомы с содержанием дел. Виктор Фуртунэ предупредил, что замена прокуроров негативно скажется на расследованиях. «Некоторые дела невозможно изучить за месяц, а некоторые – и за полгода», – подчеркнул он.
«Мягкое» решение?
Член Высшего совета прокуроров Марьяна Керпек рассказала, что они с коллегами поддерживают создание PACCO, но предлагают более «мягкое» решение. Они считают, что можно ликвидировать обе специализированные прокуратуры, но перевести прокуроров оттуда в новую. По её словам, необходимо ускорить «vetting» прокуроров, а кроме того, коллегии при Совете прокуроров должны проверить их профессиональные способности.
Замглавы Антикоррупционной прокуратуры Октавиан Якимовский заявил, что исходя из того, как депутаты обсуждали проект в первом чтении, можно сделать вывод, что их не столько волнует объединение прокуратур, сколько «исключение из системы определенных прокуроров». Он подчеркнул, что его не удивило предложение Совета прокуроров провести дополнительные проверки, потому что, начиная с 2013 года Антикоррупционную прокуратуру проверяют, каждый раз, когда меняется генеральный прокурор.
По словам Виктора Фуртунэ сам процесс «vetting» подрывает моральный дух прокуроров, а подчиненные постоянно спрашивают у него, какое будущее их ждет. «Я сильно обеспокоен тем, что происходит», – подчеркнул и.о. главы PCCOCS.
«Прокуроры не более святые и не более грешные, чем все остальные»
В конце слушаний депутат от PAS Василе Грэдинару посетовал, что все говорят о том, что новая прокуратура не может начать работу за несколько месяцев, как это предусматривает проект, но никто не предложил решений.
Игорь Кириак не согласился с Октавианом Якимовским который сказал, что по закону Антикоррупционная прокуратура не может предотвращать угрозы национальной безопасности, а такими случаями должна заниматься Служба информации и безопасности (СИБ). Он подчеркнул, что перед президентскими выборами осенью 2024 года журналисты-расследователи с помощью мобильных телефонов сделали больше, чем правоохранители. Кириак считает, что создание новой прокуратуры позволит решить проблему дел, которые «пылятся годами» и выразил надежду, что PACCO «будет хоть немного лучше» действующих прокуратур.
Вероника Рошка пообещала продолжить публичные консультации по поводу законопроекта. Она рассказала, что депутаты получают заключения по поводу проекта и даже предложения, как улучшить его название.
Депутат от PAS Олеся Стамате заявила, что если её коллеги прислушаются ко мнению всех участников консультаций, то они откажутся от проекта. В то же время она согласилась, что есть проблемы с некоторыми расследованиями и неподкупностью прокуроров, которые «не более святые и не более грешные, чем все остальные».
«Я боюсь, что мы перевернем всё, что мы сделали хорошего и окажется больше проблем, чем решений», – сказала она.
Депутат подчеркнула, что не стоит строить разговор только вокруг незаконного финансирования партий и подкупа избирателей, а ответственность за борьбу с ними лежит не только на прокуратурах, а на всех правоохранительных органах.