Проект о создании Прокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, который инициировали 29 депутатов от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS), опубликовали 13 февраля. Он предусматривает, что Антикоррупционная прокуратура и Прокуратура по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS) прекратят свое существование через 30 дней после того, как закон опубликуют в Официальном мониторе.
Их руководители Вероника Драгалин и Виктор Фрутунэ автоматически потеряют свои должности. Им предложат занять вакантные места в территориальных прокуратурах. Однако, ранее Драгалин заявила, что закон не позволяет ей работать рядовым прокурором потому, что для этого необходим опыт работы в Молдове. Она начала свою карьеру в США, а перед тем, как вступила в должность в Молдове, закон изменили таким образом, чтобы специализированными прокуратурами могли руководить юристы, которые работали за рубежом.
Проект также предусматривает, что правительство должно обеспечить новую прокуратуру собственным зданием, а генпрокурор выбрать её временного руководителя. Депутат Игорь Кирияк сообщил, что в парламенте проведут слушания, на которые пригласят представителей прокуратур и министерства юстиции.
Почему проект критикуют
Генпрокуратура считает, что объединение прокуратур влечет за собой риски, в частности, может затянуться расследование дел. К тому же прокуроры сомневаются, что новая прокуратура сможет начать работу в короткий срок.
Представители Генпрокуратуры предложили депутатам запросить мнение о проекте у специализированных европейских ведомств, в частности – Консультативный совет европейских прокуроров. Генпрокуратура заявила, что будет работать над улучшением проекта, чтобы обеспечить независимость прокуратуры.
В Антикоррупционной прокуратуре сообщили, что поддерживают позицию Генеральной прокуратуры, а PCCOCS опубликовала пресс-релиз ведомства на своей странице в Facebook.
Неправительственная организация «Центр юридических ресурсов» также считает, что ликвидация специализированных прокуратур влечет за собой определенные риски. Там отметили, что перевод прокуроров может скомпрометировать завершение расследований и повредить эффективности всей системы юстиции.
К тому же, они напомнили, что в процессе евроинтеграции Молдова должна обеспечить «институциональную стабильность», а реформы прокуратур нет ни в одной из дорожных карт, которые рассматривают на переговорах.
Конфликт руководства страны с Антикоррупционной прокуратурой
Депутаты инициировали ликвидацию специализированных прокуратур на фоне конфликта между руководством страны и главой Антикоррупционной прокуратуры Вероникой Драгалин. Её и ведомство, которым она руководит, обвиняют в том, что они не предотвратили массовый подкуп избирателей на президентских выборах осенью 2024 года и вмешательство России во внутренние дела Молдовы.
Драгалин утверждает, что работу Антикоррупционной прокуратуры нельзя оценивать только по этому параметру. Она отметила, что 37 прокуроров не могут противостоять этому феномену, но делали все, что от них зависело. К тому же она сообщила, что под её руководством прокуратура добилась прогрессов, а только количество конфискованного имущества в 2024 году увеличилось на 600% и составило 74 млн леев.
Также, в последних нескольких публичных выступлениях Драгалин призналась, что члены PAS пытались связаться с ней, чтобы повлиять на расследование определенных дел, а также требуют её отставки. Первые лица страны её заявления прямо не комментировали, но президент Майя Санду назвала Антикоррупционную прокуратуру «угрозой безопасности» государства, а премьер Дорин Речан заявил, что «все устали от звезд в юстиции».
Что говорят депутаты
На заседании парламента 13 февраля депутат от оппозиционной партии социалистов (ПСРМ) Влад Батрынча предложил, чтобы депутаты заслушали генпрокурора Иона Мунтяну и Веронику Драгалин. По его словам, прокуроры должны объяснить, подвергались ли политическому давлению, или доказать, что они независимы. Его предложение не набрало нужное количество голосов: «За» проголосовали 26 депутатов из блока ПСРМ-ПКРМ, двое от PAS и шестеро неаффилированных.
Юрист и депутат от ПСРМ Григорий Новак считает, что прокуратуры собираются объединить, чтобы избавиться от Вероники Драгалин. «Это, на самом деле, доказывает полный провал реформы юстиции. А теперь это объединение приведет к большей путанице в прокуратуре […] Таким способом пытаются избавиться от Драгалин. Как только исчезнет её должность, очевидно, что новую она не получит», – сказал он.
Один из соавторов проекта, депутат от PAS Адриан Кептонар сказал Europa Liberă, что слово «избавиться» звучит слишком жестко. «Я думаю, мы сейчас должны смотреть ни на одного человека, а на угрозы в адрес безопасности государства. Неправильно принимать законы под одного человека», – сказал он. Депутат заверил, что проект разработали для того, чтобы устранить риски в адрес безопасности страны.