Лінкі ўнівэрсальнага доступу

«Вы супраць палітыкі прэзыдэнта?» Менскія школьнікі запісалі на відэа, як іх заганяюць у БРСМ


У рэдакцыю Свабоды трапіла відэа, зьнятае адным з вучняў менскай гімназіі з-пад парты. На відэа разборліва чуваць, як дзецям пагражаюць і прымушаюць уступаць у афіцыйную моладзевую арганізацыю БРСМ, бо «адміністрацыі школы патрэбная стопрацэнтная статыстыка, а іначай можа быць адлічэньне з клясы».

«Зрабілі, забылі, заткнуліся і сядзіце ціхенька — ніхто вас чапаць ня будзе», — крычыць адна з настаўніц. Калі дзеці кажуць, што ў БРСМ ім параілі не ўступаць бацькі, настаўнікі пачынаюць ціснуць на тое, што гэты білет можа паўплываць на паступленьне, гэта проста «просьба» школы, каб не падводзіць сваю ўстанову, і нават грамадзянскі абавязак, ад якога нельга адмовіцца, бо «што гэта за антысаветчына нейкая і антыбеларушчына».

«Вы што, не падтрымліваеце палітыку прэзыдэнта?» — крычыць на дзяцей пэдагог. У выніку дзецям кажуць, што яны ўжо даўно фармальна ў БРСМе, іх толькі сфатаграфуюць, але ані складак, анічога плаціць не трэба. «Проста тупа сфатаграфавацца трэба». А потым ім аддадуць білецікі — і ўсё, а могуць нават і не аддаваць, калі дзеці не захочуць забіраць. Проста фармальнасьць, бо ўсе даўно ўжо ў сьпісах БРСМ, а на складкі настаўніцы будуць выдаткоўваць грошы са сваёй кішэні.

Ці праўда, што за гадавы бюджэт БРСМ можна пабудаваць новы дзіцячы садок?

ЦЫТАТЫ НА МОВЕ АРЫГІНАЛУ

— Я не хочу вступать в БРСМ!
— Я ещё раз тебе повторяю — число... Это только возможно, если ты исключаешься из класса, понимаешь? Тогда только мы можем говорить об этом!
— Что ты «хорошо»? Не, ну ты так ставишь вопрос? Все вступают, а 99% у нас только из-за тебя...
— Родители против!
— Да, родители против.
— Родители сказали, чтобы я не вступал.


— Я ничего не понимаю. 14 лет уже осознанный выбор свой делаете и всё должны понимать, что если сказала родина, то комсомол ответил: «Есть!». Мы должны это сделать. Если вы учащиеся нашей гимназии — и за её честь должны стоять. А у вас всё смешачкі какие-то...

— Я бы что, бегала, просила, уговаривала, Анну Николаевну всё время вызывали к директору, если бы это не надо было? Если тебе не надо — сядь, пожалуйста, и сиди.

— Мы сидим на совещаниях навытяжку — это нам надо?
— Я тоже не буду вступать в БРСМ.
— Что вы говорите?
— Так никто не хочет. Кому это надо?
— Родине надо! Есть такая цена — защищать родину!
— Значит, кому надо? Я бы всё объяснила вам, дети. Либо вы граждане Республики Беларусь, либо вы свой патриотический долг должны выполнять или нет? Я что, должна по всем статьям, по всем проверкам должна пойти из-за вас? Да скажут: что ж за воспитательная работа в N-й гимназии? Поставить они могут, просто тупо сделать эту цифру.

Хотите вы — не хотите, забрали этот билет, взяли в зубы, положили дома на полочку и сидите, заткнитесь! Всё! Я уже с вами как со взрослыми людьми говорю.

Антисоветчина какая-то, антибеларушчына какая-то. Вы не поддерживаете политику президента нашего, стало быть?
— Не поддерживают...

— Что мне потом говорить, кому мне потом об этом говорить?
— Будете учиться потом за границей...
— Позор! Весь позор на N-ю гимназию. По всем показателям первые места на всех олимпиадах, на всех конкурсах, на тебе! БРСМ этот задрыпанный не можем сделать. Да что ж это за отношение такое! Дети, подумайте, пожалуйста! Сделали, забыли, заткнулись и сидите тихонько — никто вас трогать не будет. Опять со своего кармана достанем — я, Анна Николаевна — и заплатим эти членские взносы.

Досидите до 9-го класса и уходите! Уходите и не приходите сюда больше — не надо мне! Пойдите лучше в другие учебные заведения и попробуйте без членского билета там посидеть. Я посмотрю, в какие вы училища поступите без билета. А в этом году всё серьёзно было. И в следующем, когда вы будете поступать, ещё похлеще будет.
Чтоб ваши родители потом не считали в другом свете...
Вы понимаете, что всё заплачено давно. Уже вы там! Нам ваши фотографии уже тупо надо! Сфотографировали, я отдам вам эти билетики и всё. И живите дальше как хотите. Не хотите, могу не отдавать...

Так, NN, сфотографируйся, пожалуйста, и всё! Я тебе этот билет... ты его даже не увидишь больше, хорошо? Выходите давайте!..

Вы потом с этим билетом что хотите, то и делайте. Если вы не хотите его потом нигде заявлять, ни в каких учебных заведениях, но у вас его просто спросят, вы его просто вынуждены будете предъявить, иначе могут сказать: или поступаете, или не поступаете! Вот в чём дело.

— Вся задача очень серьёзная, ребята!
— Поэтому вам лучше иметь этот билет на всякий случай: «Вот, у меня есть!» И всё! И пошёл, и сиди-гуляй. И можете потом опять его положить в долгий ящик и больше ни о чём никогда никому не говорить.

Но, понимаете, гимназии это надо. Надо число это. И у нас, к сожалению, получается 14-летних детей на данный момент 130 человек. Как проценты считаются, математики юные, знаете, да? 100% — это 130 детей, 130 членов БРСМ. Вот тогда будет 100%. А если 1, 2, 3 тут свои финтеля показывать, то тогда у нас не будет 100%. И тогда N-я гимназия покатилась. Сейчас за каждые полпроцента борется каждая школа, каждое учреждение, каждая гимназия. Я вам сто раз уже язык об зубы побила говорить об этом.

Ещё раз повторяю: уже всё равно всё сделано. Нам просто теперь фактически надо эти билеты увидеть, в руках их подержать, чтобы вы в них расписались. Не хотите — не берите эти билеты!

Я ещё раз повторяю: я буду платить за вас эти взносы. Живите с этим потом дальше. Но надо сейчас помочь. Понимаете слово такое — «по-мочь»? Это наша принципиальная позиция, сделать вот это членство БРСМ.

Кому-то что-то непонятно? Вот если вам мама говорит: «Надо выкопать картошку!» — вы собрались и пошли. Правильно?
— А тут говорят «не надо».
— Кто сказал «не надо»?
— Мама.
— Родители говорят то, что «не вступайте». А вы говорите, что при поступлении вам скажут «вам надо билет». Родители не хотят, чтобы мы поступили куда-то там, в вуз какой-то там или ещё? Они не хотят, чтобы мы получили образование, по-вашему?
— Почему?
— Я такое не...
— Когда я такое говорила?

— Вы ж сказали, что нас не пустят ни в какой вуз
— Вас при поступлении попросят, спросят: «Вы член БРСМ?»
— Вы будете заполнять заявление.
— А ты скажешь: «Нет». И они подумают: взять тебя или такого же, с таким же одинаковым баллом. Так вот он возьмёт того, у кого членский билет есть. Ты эту разницу чувствуешь?
У тебя 10,5 баллов аттестат, к примеру, и у Пупкина какого-нибудь с Гродно тоже 10,5. Но он напишет в заявлении «член БРСМ», а ты — нет. И скажут тогда: «Валите, милейший, и дальше в своём Минске проживайте, а мы возьмём дядю с Гродно и с БРСМ-ом зато». Человека, который сформирован патриотически.

Человека, который сформирован патриотически. Гражданин который. Позицию свою принял.


— Вы смеетесь напрасно, ребята.
— Гражданин, который позицию свою принял.
— Чё ты ржёшь? Что у тебя в руках за банан?
— Это пенал.
— Так и положи его, пенал этот, зачем он тебе сейчас?
— Почему, пенал трогать нельзя?
— Что?
— Ничего.
— Я что-то не поняла сейчас вот это поведение — вот это.
— Ребята, я немного не понимаю сейчас, перед вами стоит заместитель директора по воспитательной работе вашей гимназии. Она стоит, распинается, я не понимаю, в чём ваша проблема? Вы хотите сейчас все разом пойти к Елене Викторовне сходить на аудиенцию. Я надеюсь, там смешки ваши все пройдут и ваши вот такие отклики...
— Вам всем учреждение заканчивать это!
— Как вы относитесь сейчас к нам...
— Вам аттестат, не дай бог, с таким вот поведением испортить, как два пальца — это я вам говорю. Если, не дай бог, я ещё раз подобный тон услышу из каждого из вас. Перед вами стоит женщина в первую очередь. А вы тут стоите ржёте, а ты с бананом со своим.
— Очень смешно.
— Не смешно.
— Не смешно уже.
— Что это за позиция гражданская такая? Фотографируйте.
— NN где?
— Нету.
— ММ?
— Я не буду (неразборліва).
— Ты меня услышала или нет?
— Я не буду.
— Я тебя позвал.
— Тебя сфоткают.
— Тебя сфотографируют и всё.

Імёны дзяцей і нумар школы на просьбу аўтараў відэа сьцертыя дзеля бясьпекі дзяцей.

Ігар Лосік Кацярына Андрэева Ірына Слаўнікава Марына Золатава Андрэй Кузьнечык
XS
SM
MD
LG