Доступність посилання

ТОП новини

Ловушка для жертвы: как справиться с агрессором


Иллюстрационное фото
Иллюстрационное фото

(Друкуємо мовою оригіналу)

Оскорбления, принуждение, преследование и побои, попытки суицида, дрожь от каждого шороха, страх за свою жизнь и жизнь детей, психологические травмы, сексуальное и экономическое насилие – все это реальная жизнь жертв, которая кроется за уютным словом – «дом». В наши дни домашнее насилие стало одной из острых проблем во всем мире, требующей немедленного решения, сказал в своем недавнем обращении генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. И если большинство стран ищут пути разрешения проблемы, создают приюты для жертв насилия, помогают финансами и поиском работы, то в Украине, и в Донецкой области, в частности, ситуация катастрофическая, считают правозащитники. Почему?

Потеря работы и средств существования, особенно в период карантина, когда целые семьи вынуждены оставаться замкнутыми в одном пространстве длительное время, лишь усугубили проблему домашнего насилия, о которой правозащитные организации трубили не один год.

В Донецкой области по данным полиции в марте этого года на 10% возросло число обращений за помощью – из них почти треть приходится на домашнее насилие.

Александр Полосухин
Александр Полосухин
В марте операторы колл-центра полиции зарегистрировали более 3000 сообщений о совершение домашнего насилия, в которых от агрессоров страдают, в основном, женщины и дети
Александр Полосухин

«Домашнее насилие – специфическое правонарушение. Количество обращений растет постоянно, что говорит о доверии к полиции, которая уже несколько лет активно работает с социальными службами в этом направлении. В марте операторы колл-центра полиции зарегистрировали более 3000 сообщений о совершение домашнего насилия, в которых от агрессоров страдают, в основном, женщины и дети. Нами были созданы мобильные группы для работы с пострадавшим», – говорит заместитель начальника отдела коммуникаций ГУНП в Донецкой области Александр Полосухин.

«Чтобы уберечь пострадавших от дальнейшей угрозы, – продолжает он, – сотрудниками групп реагирования на совершение домашнего насилия составлено 99 запрещающих предписаний. В марте полицейскими составлено 800 административных протоколов по статье 173-2 (совершение домашнего насилия) Кодекса Украины об административных правонарушениях, что на 10% больше, чем в феврале. Открыто 43 уголовных дела в отношении насильников. Эти меры вводятся для сохранения жизни и здоровья жертв насилия. В Мариуполе совершено 224 выезда на вызовы по домашнему насилию, из которых подтвердились 72 случая. Но утверждать, что число обращений возросло именно в период карантина невозможно».

Правозащитники же утверждают, что рост домашнего насилия в разы выше, чем в сводках полиции. А штрафы, судебные запреты и предписания в условиях экономического кризиса, обусловленного карантином – неэффективны, считают юристы.

Марина Пугачева
Марина Пугачева

то бы ни выписывал сейчас полицейский, куда пойдет этот мужчина? Да никуда – он обязан сидеть дома!
Марина Пугачева

«Штраф еще больше вымоет денег из семьи и не дает никакого результата для женщины. И она это понимает. И когда задаешь вопрос: «Почему ты не обратилась в полицию?», то слышишь ответ:«А что сейчас сделает эта полиция для меня?» И на этом – все! Кстати хочу напомнить, суды не работают. Что бы ни выписывал сейчас полицейский, куда пойдет этот мужчина? Да никуда – он обязан сидеть дома!» – говорит юрист мариупольской ассоциации женщин «Берегиня» Марина Пугачева.

Однако при всей сложности получения судебного предписания обращаться в полицию все-таки стоит, считают в Краматорском местном центре безоплатной вторичной правовой помощи. Для жертв домашнего насилия центром разработан короткий справочник, в котором указано, куда и по каким телефонам звонить в подобных случаях.

Нужно обязательно вызывать полицию. Есть горячая линия по помощи жертвам домашнего насилия – 116, 123 – короткий номер с мобильного телефона
Инна Синельник

«Если почитать закон, то расписано все так, что это эффективно. Но на самом деле, исходя из практики, сложно это решение потом исполнить. Если обидчик начинает нарушать закон, нужно обязательно вызывать полицию. Есть горячая линия по помощи жертвам домашнего насилия – 116, 123 – короткий номер с мобильного телефона. Можно позвонить к нам и также получить консультацию», – говорит начальник отдела предоставления помощи Краматорского центра правовой помощи Инна Синельник.

Марина Пугачева утверждает, что число жертв домашнего насилия в Мариуполе и в селах вдоль линии разграничения увеличилось на треть. Основная причина – отсутствие работы.

Женщина не защищена экономически, она не может в условиях карантина развернуться и уйти от агрессора
Марина Пугачева

«От экономического коллапса в первую очередь у нас пострадали женщины. Закрылись предприятия сферы обслуживания, где традиционно работали женщины. В этой ситуации женщина оказалась беззащитна. Она не защищена экономически, она не может в условиях карантина развернуться и уйти от агрессора. И вот здесь процветают психологическое, физическое и любое другое насилие, очень часто со стороны мужчин. У нас на 30 процентов возросло количество женщин, обратившихся именно с этой проблемой. На 30 процентов!» – говорит юрист.

Но агрессорами сейчас выступают не только мужчины, но и женщины, отмечают правозащитники. Если у мужчин агрессия проявляется открыто, часто с применением силы, то женщины проявляют агрессию в психологическом русле, как говорится «из-под тишка», что еще больше накаляет обстановку.

Для жертв насилия в Донецкой области есть только два официальных приюта – в Мариуполе и Славянске. А о сохранении заработка или выплате финансовой помощи, как это делается в большинстве цивилизованных стран, в Украине речи не идет, ведутся только робкие разговоры на эту тему, говорят юристы.

В большинстве тяжелых случаев на помощь жертвам насилия приходят благотворительные организации или центры правовой помощи. Их сотрудники, договариваясь с друзьями и родственниками, вывозят пострадавших за пределы населенных пунктов, расселяют у знакомых, пытаются по минимуму обеспечить деньгами, продуктами и помогают в поисках работы.

С учетом запрета въезда-выезда за пределы областей, когда родственники или друзья жертвы живут именно там, это еще больше усложняет задачу. И если в сельской местности, ситуация не столь критична, там отвлечься от взаимных претензий и избежать контактов помогает работа в огороде, говорит Марина Пугачева, то городская квартира представляет собой ловушку, где жертва продолжает жить под одной крышей со своим агрессором, стараясь не «выносить сор из избы». И, боясь за свою жизнь, боится всеобщего осуждения.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Донбас.Реалії працює по обидва боки лінії розмежування. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безплатно). Ваше ім’я не буде розкрите)

XS
SM
MD
LG