(Друкуємо мовою оригіналу)
Одно из самых избитых высказываний относительно Луганска, Донецка и прилегающей территории «ДНР-ЛНР» сводится к тому, что их загоняют обратно в СССР.
Ввиду того, что «загон» продолжается уже два с половиной года, вероятно, какие-то успехи на данном пути достигнуты (если, конечно, верна сама первоначальная мысль). Два с половиной года – большой срок, и при должном усердии в любом деле можно достичь успехов за это время.
Понятие «советскости» обширно до исчезновения границ за счет того, что многие в него вносят что-то свое, начиная от способа собственности на средства производства и закачивая наличием (или отсутствием) автоматов с газированной водой за три копейки.
Не претендуя охватить все мыслимые наполнения данного понятия, оттолкнусь от простейшего: собственных воспоминаний о Луганске периода 80-х и начала 90-х годов. Поздний СССР, «эпоха застолья». Конечно, мои воспоминания не обладают совершенством всеобъемлющего, видел я тогда не все, участвовал не во всех начинаниях, не соприкасался со всеми нюансами эпохи, например, о всемогуществе партийных бонз знал от других людей, дефицита большого не ощущал, поскольку набор базовых благ в моем доме имелся, в очередях за люстрами не стоял. Так что заранее прошу простить, если обзор окажется поверхностным.
Итак, я помню, что в будни центр города в советское время был почти безлюден.
В будние дни луганчане трудились, по городу не гуляли. То же можно наблюдать сегодня. Город почти всегда пуст
Поскольку людей «свободных профессий» тогда почти не водилось, в будние дни луганчане трудились, по городу не гуляли. То же можно наблюдать сегодня. Город почти всегда пуст. Спальные районы более оживлены, особенно в районе рынков (и тут сразу отличие от СССР, поскольку рынков тогда в городе было гораздо меньше).
Примерно совпадает с советским уровень шума и наступление в городе тишины после 9-10 часов вечера. Ночная жизнь города – понятие не неизвестное при советской власти, но тогда «ночной жизнью» считалась не клубная, а третья смена на заводе, в которой было занято не столь уж много народа.
Немногочисленная местная пресса и единственный местный телеканал тоже возвращают нас во времена позднего «застоя»
Немногочисленная местная пресса и единственный местный телеканал тоже возвращают нас во времена позднего «застоя». Сходно и наполнение их содержанием. Важной приметой советских СМИ была их партийность и расстановка приоритетов в пользу освещения решений органов КПСС. Деятельность компартии в Луганске сейчас более всего можно считать латентной, поскольку широкую публику с ней не знакомят. Место КПСС в сегодняшних СМИ и в жизни луганчан с успехом занимает «Мир Луганщине».
Стоит напомнить, что армия и все ее проблемы играли немалую роль в жизни каждого советского человека. Старшеклассники уже имели начальную военную подготовку, в 16 лет юноши начинали ждать призыва, множество стремилось поступить после школы в военные училища, а сам СССР постоянно участвовал в военных кампаниях за рубежом. Война занимала огромное место в ментальности советских людей. Разумеется, все это есть в сегодняшнем Луганске.
Человек с четкими воспоминаниями о советской жизни не нервничает, видя машину солдат, курсантов, марширующих по улице или военную игру для школьников
Так что человек с четкими воспоминаниями о советской жизни не нервничает, видя машину солдат, курсантов, марширующих по улице или военную игру для школьников.
Вряд ди бедность является фишкой советской власти – это, так сказать, общечеловеческий тренд.
Число людей, живущих «впритык», бедно одетых женщин и детей при контрастном отсутствии на виду людей состоятельных и их детей – весь этот гештальт все-таки ближе к советскому
Но все же наступает момент, когда число людей, живущих «впритык», бедно одетых женщин и детей при контрастном отсутствии на виду людей состоятельных и их детей – весь этот гештальт все-таки ближе к советскому. Сегодня в Луганске не увидишь ту картинку, когда у школы искусств припарковано полсотни дорогих машин, на которых любящие родители привезли отпрысков на занятия.
Дефицитов, конечно же, нет. Сюда «новая советская власть» не добралась. Сейчас в Луганске есть все мыслимые товары и услуги, в том числе те, которых не существовало в 80-х годах в принципе. Например, работают клиники косметической хирургии, СПА-салоны, да в общем, есть и ночные клубы (о чем тихий домосед вроде меня узнает из новостей, когда в каком-нибудь из них случается пожар).
Другое отличие от «позднего СССР» в том, что над городом нет смога. При ужасной совдепии в городе действовало несколько десятков крупных предприятий тяжелой и легкой промышленности, то же было в райцентрах, плюс шахты. Для экологии и здоровья горожан, это, конечно, было не очень хорошо. Но на этом пути много делалось и до войны, а война нанесла последний удар, так что не дымят сейчас в Луганске заводские трубы, и воздух довольно чист.
Вопрос «возврата СССР», это, конечно, не только вопрос дефицита, очередей или ВПК, но, разумеется, более всего вопрос человеческих отношений и «настроек личности». Какую личность считать « совковой», а какую не считать, тоже вызывает массу разночтений. На мой взгляд, накануне развала СССР советский человек был более всего неудовлетворенным предпринимателем и неудовлетворенным же потребителем. Отклик же его на официальные политические и общественные вызовы был довольно поверхностным, декоративным.
Сегодняшние луганчане сплошь и рядом более советские люди, чем ими были сами советские люди. Личное отношение к политике тем более гарантировано, чем больше политика касается тебя лично
В этом смысле сегодняшние луганчане сплошь и рядом более советские люди, чем ими были сами советские люди. Личное отношение к политике тем более гарантировано, чем больше политика касается тебя лично. Нас она касается непосредственно и ежеминутно. И оставаться наивным субъектом, сосредоточенным на своем огородике в такой ситуации не трудно, а невозможно.
Но вот говорить вслух о своих мыслях на этот счет торопятся не все. Тут отличие. Граждане позднего СССР страдали буквально недержанием политической речи и фонтанировали идеями политического переустройства общества. Да и политических анекдотов в позднем СССР было на порядки больше.
Да, при советской власти в Луганске было немного больше аэропортов и работающих вокзалов, чем сегодня. Но с другой стороны: какой вообще прок от этого аэропорта, если цена билета на самолет до Киева равна месячной зарплате, как это было накануне войны?..
Петр Иванов, психолог, город Луганск
Думки, висловлені в рубриці «Листи з окупованого Донбасу», передають погляди самих авторів і не конче відображають позицію Радіо Свобода
Надсилайте ваші листи: DonbasLysty@rferl.org