(Друкуємо мовою оригіналу)
Сорок процентов переселенцев вынуждены экономить на питании, а еще в сорока – денег хватает только на еду. И только половина смогли найти работу на новом месте. Таковы данные исследования, проведенного Институтом демографии и социальных исследований НАН Украины. Всего же в стране, по статистике учреждения, насчитывается 1,7 миллиона внутренних переселенцев. На что хватает государственной помощи?
Переселенка Оксана переехала из Константиновки в Киев год назад вместе с тремя детьми. Оставив дом и хозяйство, благодаря волонтерам смогла устроить больного ребенка на лечение в «Охматдет». Рассказывает, что денег, которые выделяет государство, не хватает даже на оплату жилья, не говоря о питании.
«Пособие платят по 600 гривен на ребенка и 400 на взрослого. На нас платили 2400, жилье нашла самое дешёвое – за 5000. Можно сказать, что это клоповник для скота. Про питание я вообще не говорю, 2400 гривен платят. Я как мать, которая имеет ребенка-инвалида, должна быть постоянно с ним, не могла пойти на работу. Мы почти год жили в «Охматдете». Не только мне, никому не хватает. Сможешь где-то выкрутиться – значит, молодец, не сможешь, то увы. Если б не волонтёры, точно жили бы, как те бомжи», – жалуется переселенка.
Практически все, кто обращается к нам за помощью, говорят, что им еле-еле хватает на продукты – волонтер
Переселенцы остаются одной из самых уязвимых категорий, потому что у них появились дополнительные расходы еще и на аренду жилья, рассказывает Леся Литвинова, координатор центра помощи переселенцам. А в последние годы поднялись цены на все, а соцвыплаты остались теми же.
Чаще всего несколько семей кооперируются и снимают квартиру вместе, либо снимают самое дешевое, что только можно, размерами меньше скворечникаЛеся Литвинова
«Они кочуют по чужим квартирам, где-то снимают углы, чаще всего несколько семей кооперируются и снимают квартиру вместе, либо снимают самое дешевое, что только можно, размерами меньше скворечника. Практически все, кто обращается к нам за помощью, говорят, что им еле-еле хватает на продукты. Поэтому медикаменты они себе позволить не могут, одежду они не могут себе позволить даже в секонд-хенде, уже не говоря о каких либо крупных покупках», – делится Литвинова.
Волонтер говорит, что в центр помощи переселенцам обращаются очень многие люди, которые не в состоянии прокормить себя.
У нас есть люди, которым мы раз в месяц помогаем продуктами и бытовой химиейЛеся Литвинова
«У нас есть люди, которым мы раз в месяц помогаем продуктами и бытовой химией. Практически все, у кого маленькие дети, просят помочь с питанием, с медикаментами, по медицине очень много обращений», – говорит она.
Большой процент людей, для которых социальная помощь – единственный источник дохода – эксперт
Плачевное положение большей части переселенцев подтверждают и другие научные институты. Помочь же переехавшим из Донбасса можно, уменьшив бюрократические преграды и увеличив размеры помощи, говорит заместитель директора Центра социальных и трудовых исследований Захар Попович.
«Многие из переселенцев осталась без средств к существованию не по доброй воле. Действительно, большой процент людей, для которых социальная помощь – это единственный источник дохода.
Создаётся огромное количество бюрократических проблем для того, чтобы получить статус, получить эту помощьЗахар Попович
Проблема в том, что создаётся огромное количество бюрократических проблем для того, чтобы получить статус, получить эту помощь», – отметил эксперт.
Размер ежемесячной денежной помощи на жилье для переселенцев из аннексированного Крыма, а также неподконтрольных районов Донецкой и Луганской областей, составляет от 442 до 1074 гривен на человека.
(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)