Ссылки для упрощенного доступа

Власть против НКО

Извиняемся, ничего нет про 7 марта. Смотрите предыдущий контент

пятница 23 декабря 2016

Офис общественной организации “Байкальская Экологическая Волна” в Иркутске
Офис общественной организации “Байкальская Экологическая Волна” в Иркутске

Государственный департамент США призвал Россию отменить закон об "иностранных агентах". Как говорится в заявлении, размещенном на сайте ведомства, 19 декабря Россия "достигла прискорбной вехи", причислив к "иностранным агентам" 150-ю неправительственную организацию. Использование термина "иностранный агент" – "сознательный выбор, предполагающий, что эти организации – предатели", говорится в сообщении. В список попали НКО, которые борются с распространением ВИЧ, применением пыток и даже защищают перелетных птиц.

Госдепартамент США призывает Россию отменить этот закон и следовать своим международным обязательствам. "Народ России заслуживает сильное, демократическое правительство, которое уважает роль гражданского общества, а не подавляет важную работу НКО", – говорится в заявлении.

Закон об "иностранных агентах" был принят в России в 2012 году. Министерство юстиции включает в реестр организации, которые, по его данным, получают финансирование из-за рубежа и ведут политическую деятельность.

8 декабря глава Совета по правам человека Михаил Федотов на встрече с президентом Путиным отметил, что при реализации закона об НКО-иноагентах случается много перегибов. В ответ на это Путин заметил, что поручил пересмотреть закон, в частности, в отношении экологических организаций. Сейчас они составляют треть списка НКО – иностранных агентов.

Вместо экологической экспертизы

Митинг против строительства горно-обогатительного комбината в Челябинской области, 10 сентября 2015 г.
Митинг против строительства горно-обогатительного комбината в Челябинской области, 10 сентября 2015 г.

Челябинский областной суд принял решение ликвидировать две экологические организации – фонд "За природу" и одноименное движение. С соответствующим иском обратилось региональное управление Министерства юстиции РФ. Руководитель обеих НКО Андрей Талевлин уверен, что этот вердикт стал следствием его борьбы против строительства крупного горно-обогатительного комбината.

Андрей Талевлин в курсе, что деятельность ликвидированных организаций находится в диссонансе с устремлениями некоторых влиятельных структур региона. По его словам, проблемы у фонда и движения "За природу" начались после вступления в борьбу с проектом Русской медной компании "Томинский горно-обогатительный комбинат". Это крупное предприятие по добыче меди предполагается построить в 20 километрах от Челябинска и его единственного питьевого источника. Ряд экологов и специалистов по горной металлургии высказали предположение, что ГОК обернется катастрофой для и без того экологически неблагополучного региона. Челябинцы массово выходят на митинги против его строительства, в администрацию президента ушло более 100 тысяч подписей горожан под соответствующей петицией. Но проект так и не остановлен.​

– Мы в свое время, когда еще не было государственной экологической экспертизы, заявили общественную экспертизу по Томинскому ГОКу, – рассказывает Андрей Талевлин. – Выиграли этот процесс, арбитражный суд вынес решение предоставить нам эту документацию. Везде его обжаловали, вплоть до Верховного суда. Но исполнительное производство идет очень давно, а они никак не хотят предоставлять нам проектную документацию. Законом предусмотрено право на проведение общественной экологической экспертизы. Мы уже проводили их, собрали очень хороший экспертный совет, но уже год документации нет, даже по решению суда. И вот они решили таким образом выйти из положения – ликвидировав взыскателя. Движение "За природу" ликвидировано.

Политическая деятельность – так и написали – это противодействие строительству Томинского ГОКа

– Прежде чем фонд и движение были ликвидированы, их признали "иностранными агентами". Как это произошло?

– Инициатором была Федеральная служба безопасности, они дважды обращались в Управление юстиции с просьбой признать нас "иностранными агентами". Один раз им отказали, но после второго раза организовали проверку и признали. Это было в марте 2015 года. Фонд получал норвежское финансирование, есть такая неправительственная организация "Норвежское общество охраны природы", одна из старейших в Норвегии. Больше ста лет работает. Фонд получил от них пожертвование, это и стало основанием признать "За природу" иностранным агентом.

– А в чем усмотрели признаки политической деятельности?

– Политическая деятельность – так и написали – это противодействие строительству Томинского ГОКа. Прямо так в протоколе написано. Потом нашли мои научные статьи на тему радиационной безопасности. Я как кандидат юридических наук предлагал внести изменения в законодательство – это тоже признали политической деятельностью. Тема кандидатской связана с законом об обращении с радиоактивными отходами. Я отметил, что в нем никак не предусмотрено общественное участие, и предлагал эти вопросы и отношения отрегулировать.

Новый вид доказательства – предположение, что мог тратить деньги. И так организация, которая вообще никаких финансов не получает, была признана иностранным агентом

– Каким образом движение, не имеющее расчетного счета и финансирования, угодило в этот реестр?

– Они связали две организации через меня: я руководитель и там, и там. Сказали: он, значит, мог тратить деньги фонда и на движение. Суд это, к сожалению, проглотил. Новый вид доказательства – предположение, что мог тратить деньги. И так организация, которая вообще никаких финансов не получает, была признана иностранным агентом, – поясняет Талевин.

Андрей Талевлин работает в области экологического права довольно давно. За 15 лет он вступал в противоречия с целым рядом предприятий и организаций – среди них ПО "Маяк" (Производственное объединение "Маяк" – предприятие в Челябинской области по производству компонентов ядерного оружия, изотопов, хранению и регенерации отработавшего ядерного топлива. – РС), Министерство обороны, администрация Челябинской области. Выигрывал суды, добивался признания недействительными решений высоких чиновников. Однако до начала конфликта с РМК никаких попыток закрыть его организации при помощи государственных и правоохранительных структур не предпринималось. Для принудительной ликвидации НКО по закону достаточно двух зафиксированных нарушений, и все же далеко не каждую подобную общественную организацию в России закрывают через суд. Среди немногочисленных примеров – ассоциации "Агора" и "Голос".

В Челябинском областном суде решение о ликвидации смогли прокомментировать очень коротко, так как мотивировочная часть еще не готова:

– Областной суд удовлетворил административные исковые заявления управления Министерства юстиции по Челябинской области, ликвидировав челябинский региональный благотворительный общественный фонд "За природу" и одноименное региональное общественное движение, исключив сведения о них из Единого государственного реестра юридических лиц. Решения не вступили в законную силу и могут быть обжалованы в Верховном суде Российской Федерации в течение 30 суток, – сообщила пресс-секретарь суда Евгения Нациевская.

Челябинская эколог и правозащитница Надежда Кутепова, возглавлявшая организацию "Планета надежд", в прошлом году была вынуждена эмигрировать во Францию после того, как ее НКО внесли в реестр иностранных агентов, а суд признал деятельность организации противоречащей интересам безопасности России. Ликвидацию фонда и движения "За природу" Кутепова считает частью той же кампании, жертвой которой она стала сама:

Это кампания, которая направлена на то, чтобы "зачистить" эколого-правозащитное поле

– Это волна, которая началась несколько лет назад. Сначала было ликвидировано движение "За ядерную безопасность" Натальи Мироновой, затем вынудили закрыться организацию "Теча" Гасмана Кабирова, нашу организацию "Планета надежд" обвинили в шпионской деятельности. Последние, кто мешал органам власти Челябинской области, это были фонд "За природу", движение "За природу" и Андрей Талевлин. Безусловно, это кампания, которая направлена на то, чтобы "зачистить" эколого-правозащитное поле, работающее с людьми, пострадавшими от деятельности ПО "Маяк", живущими в зоне радиоактивного загрязнения. Эти организации обеспечивали механизм участия граждан на очень низовом уровне. Люди могли прийти и пожаловаться, вот у нас кладут нефтепровод, вот у нас точечная застройка, вот у нас собираются разместить автостоянку. У меня большая надежда на экологическое движение "Стоп ГОК", которое сейчас пытается остановить строительство очередного объекта, – говорит Кутепова.

По словам Андрея Талевлина, решение об апелляции будет принято после ознакомления с мотивировочной частью судебного вердикта. Свою правозащитную и экологическую деятельность он намерен продолжить, но часть функций, которая была доступна зарегистрированной организации, будет утрачена. В частности, провести общественную экологическую экспертизу предприятия он теперь не сможет. А это значит, что у Томинского ГОКа станет на одну проблему меньше.

Загрузить еще

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG