Матери первоклассников против православия в школе
- Александр Валиев
Сегодня в Челябинской области начинается судебное разбирательство. Родители учеников средней школы №15 Миасса подали гражданский иск, требуя, чтобы в учебный план было внесено право выбора: изучать ли их детям православную культуру, историю всех религий или предпочесть светскую этику. К середине дня в школу нагрянула целая делегация следователей из Челябинска, в том числе сотрудников ФСБ, которые тут же приступили к опросам родителей и педагогов, выясняя, что же творится в учебном заведении. Причина переполоха — факультатив “Основы православной культуры”, который вынуждены посещать все учащиеся 2-8-х классов, вне зависимости от вероисповедания и национальности.
Школа стоит на горе, в поселке Мелентьевка. И это вовсе не деревня где-то в глуши, а просто частный сектор на окраине города Миасса. Здание рассчитано на 450 человек, но не заполнено и на треть, хотя детей в поселке немало — многие школьники теперь учатся в других местах, находящихся дальше от дома, но больше устраивающих родителей.
Жанна Кунгурцева и Ольга Матвеева — мамы первоклассниц. Их открытое противостояние со школьным директором Еленой Чешуиной длится год. Остальные недовольные родители, у которых нет возможности забрать детей в другие школы, поддерживают Ольгу и Жанну, стараясь не привлекать к себе внимания. Местная администрация и так отправила половину первоклашек, многие из которых вышли из детского сада с прекрасными показателями, на медико-психологическую комиссию как нуждающихся в коррекции. Еще одной семье, задававшей лишние вопросы, пригрозили присвоить статус неблагополучной и поставить на учет, в список неблагополучных семей, который ведется в школе. Другим посоветовали молчать, если не хотят, чтобы ребенок окончил школу даже без справки. Жанна и Ольга все это знают, но ничего не боятся, хотя их обеих уже не пускают дальше школьного вестибюля, когда они приводят дочек на уроки. Стоит сделать шаг в сторону классных кабинетов, на них тут же набрасываются уборщицы и вахтерши.
А началось все еще за несколько месяцев до того, как девочки пошли в первый класс — когда с мамами будущих учениц встретилась их классная руководитель Флюра Умурзакова. Она в общих чертах рассказала о школе, сделав акцент на том, что директор — женщина крайне верующая и большое внимание уделяет духовному воспитанию детей. Вскоре Ольга Матвеева убедилась в этом сама, оказавшись на школьном концерте, который проводила директор Елена Чешуина. Дети исполнили около 10 произведений, и репертуар хора привел Ольгу в настоящий шок: все это были религиозные песнопения, печальные и пронизанные идеей покорности. И совсем не подходили школьникам. Директор завершила концерт довольно неуместной и неэтичной, по мнению Ольги, фразой: "Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать: почему мир такой жестокий?"
После концерта Ольга нашла будущую учительницу своей дочери, Флюру Умурзакову: "Скажите, а дети в вашей школе имеют право на радость? Песню "В траве сидел кузнечик" они знают? Почему на стенах только изображения храмов, а в фойе висят иконы?" Учительница пожала плечами: "Я вас предупреждала. Жалуйтесь, но в Миассе это бесполезно…"
Дальше — больше. Первого сентября школьников на линейке встречал не традиционный звон колокольчика, а звуки настоящей передвижной колокольни. "Чтобы было лучше слышно" — объяснила директор. Через некоторое время Жанна Кунгурцева, помогая готовить школьный праздник, увидела, как дети целуют руку одному из священников, часто заглядывающих к ним в гости. Причем батюшка был не в рясе, а в обычной повседневной одежде — куртка и джинсы. Старшеклассники объяснили Жанне, что в этой сцене нет ничего необычного: так делают многие учащиеся, а также педагоги и сама директор. Позднее Елена Чешуина на одном из родительских собраний, где горячо обсуждались религиозные перегибы, так прокомментировала ситуацию: "Я беру пример с нашего президента Владимира Владимировича Путина…. Это этикет делового православного человека, по-другому батюшку приветствовать неприлично… я склоняюсь и как бы прошу милостыньку. Может, копеечку на школу дадут".
К слову, имя главы государства директор упоминает довольно часто. Местная телекомпания “Миасс ТВ” начинала делать репортаж про школу, в эфир выпускать не стала, но отснятые кадры отдала Жанне и Ольге. Когда директор начинает говорить о курсе "Основы православной культуры" в 4-5-м классах, она поясняет: это официальная, "президентская" программа. Показывая учебник по этой же дисциплине, один из разделов которого называется "Молитва", Елена Анатольевна объясняет удивленному собеседнику: такова "политика нашего президента".
(на кадрах видео - директор школы Е.Чешуина)
Между тем, учебник, который используется в школе, как раз не был рекомендован российским Министерством образования. В 2009 году, перед началом эксперимента по внедрению в программу обучения факультатива "Основы мировых религиозных культур и светской этики", представители конфессий занялись составлением пособий по соответствующим модулям этого курса. По словам заместителя директора Института философии РАН, доктора философских наук, заведующего сектором философии исламского мира Андрея Смирнова, ученые были полностью отстранены от подготовки четырех из шести модулей — тех, в которых фигурирует название какой-либо из четырех религий. Учебник по "Основам православной культуры" принимала редколлегия, составленная патриархом Кириллом. Из двух вариантов был выбран тот, что написал Андрей Кураев. Его и передали в Министерство образования. Однако в школе №15 используется пособие Людмилы Шевченко.
В прошлом учебном году "Основы православной культуры" здесь изучали с первого класса, хотя программа разработана для 4-5-х. Потом директор пошла на уступки, и теперь курс начинается со второго класса — и продолжается до восьмого. Теоретически школа обязана обеспечить преподавание всех вариантов предмета, вне зависимости от того, сколько человек выбрало тот или иной модуль ("Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики"). Если же по объективным причинам сделать этого нельзя, никто не вправе заставлять учеников, выбравших другой предмет, посещать занятия, посвященные православию. Но в школе №15 делают именно так.
Факультатив в расписании поставили между другими уроками — чтобы никто не увильнул. Ставят оценки — хотя это не обязательные занятия. Жанна и Ольга рассказали, как учительница, преподающая ОПК, отреагировала на нового в классе ученика-мусульманина, не желавшего слушать православную музыку: "Посмотрите, ребята, у вашего нового одноклассника черная душа". А все та же Флюра Умурзакова рассказала о том, как некоторое время назад один мальчик из средних классов наповал сразил родителей фразой о том, что на небе жить лучше, чем на земле. Всполошившаяся мать, очевидно, наслышанная о статистике подростковых самоубийств, тут же побежала к директору, но после долгого разговора с ней вышла и сказала: "Пусть ходит".
Некоторые дети теперь крестятся на все церкви и иконы, попадающие в их поле зрения. Когда дети начинают шуметь на уроках, учителя звонят в колокольчик и начинают "изгонять бесов". На главной странице сайта школы №15 сказано, что на ее месте должна была стоять церковь. Да и сама школа там зовется не иначе, как храмом. А однажды директор провела среди учащихся анкетирование — кто из них не крещен? Выявив таковых, она обратилась к родителям с предложением провести соответствующий церковный обряд бесплатно. И многие согласились. В школе проводятся молебны. Учеников, разделенных на три возрастные группы, вывозят в разные храмы для бесед с настоятелями.
Родители хотят понять, в чем же причина такой политики директора? Жанна высказывает предположение, что школу постепенно готовят к перепрофилированию и передаче под крыло церкви. Ольге Матвеевой в ГОРОНО неофициально сообщили, что директору выгодно, когда родители забирают детей — мол, пока сохраняется такая ситуация, школа будет получать неплохие дотации. Однако все это — из области гипотез. Родители хотят, чтобы разобрался суд. Тем более что руководитель городского управления образования Ирина Невраева дает уклончивые комментарии: все дело — в личном конфликте директора и нескольких родителей.
Похожая история уже происходила в Челябинской области. В поселке Золотая Сопка на окраине города Троицка в школе №45 в 2011 году разгорелся точно такой же конфликт вокруг курса "Основы православной культуры". Детям его преподавала некая матушка Раиса. Причем делалось это так: учеников по 5-6 человек забирали с любого урока и уводили на беседу с православной наставницей. Когда часть родителей возмутилась, администрация школы и руководство городского управления образования стали на них откровенно давить. В один из домов нагрянули соцработники под предлогом того, что девочка, которая растет в полной семье, редко видит отца, работающего вахтовым методом. Может, стоит забрать ее в приют? Потом в одной из местных газет появилась статья, в которой родителей, пытающихся противостоять школе, назвали клеветниками. Прокуратура, тем не менее, нашла в работе образовательного учреждения целый ряд нарушений. Об этой истории рассказала Надежда Волковская, чья внучка посещала 45-ю школу. Девочку в результате пришлось оттуда забрать. Теперь она учится в другом месте — возить дальше, зато нет никаких проблем с администрацией и религиозным воспитанием.
На сегодняшнюю беседу с судьей в Миассе не явились ни представители школы, ни сотрудники управления образования. Первое заседание по делу назначили на 16 апреля.
Школа стоит на горе, в поселке Мелентьевка. И это вовсе не деревня где-то в глуши, а просто частный сектор на окраине города Миасса. Здание рассчитано на 450 человек, но не заполнено и на треть, хотя детей в поселке немало — многие школьники теперь учатся в других местах, находящихся дальше от дома, но больше устраивающих родителей.
Жанна Кунгурцева и Ольга Матвеева — мамы первоклассниц. Их открытое противостояние со школьным директором Еленой Чешуиной длится год. Остальные недовольные родители, у которых нет возможности забрать детей в другие школы, поддерживают Ольгу и Жанну, стараясь не привлекать к себе внимания. Местная администрация и так отправила половину первоклашек, многие из которых вышли из детского сада с прекрасными показателями, на медико-психологическую комиссию как нуждающихся в коррекции. Еще одной семье, задававшей лишние вопросы, пригрозили присвоить статус неблагополучной и поставить на учет, в список неблагополучных семей, который ведется в школе. Другим посоветовали молчать, если не хотят, чтобы ребенок окончил школу даже без справки. Жанна и Ольга все это знают, но ничего не боятся, хотя их обеих уже не пускают дальше школьного вестибюля, когда они приводят дочек на уроки. Стоит сделать шаг в сторону классных кабинетов, на них тут же набрасываются уборщицы и вахтерши.
А началось все еще за несколько месяцев до того, как девочки пошли в первый класс — когда с мамами будущих учениц встретилась их классная руководитель Флюра Умурзакова. Она в общих чертах рассказала о школе, сделав акцент на том, что директор — женщина крайне верующая и большое внимание уделяет духовному воспитанию детей. Вскоре Ольга Матвеева убедилась в этом сама, оказавшись на школьном концерте, который проводила директор Елена Чешуина. Дети исполнили около 10 произведений, и репертуар хора привел Ольгу в настоящий шок: все это были религиозные песнопения, печальные и пронизанные идеей покорности. И совсем не подходили школьникам. Директор завершила концерт довольно неуместной и неэтичной, по мнению Ольги, фразой: "Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать: почему мир такой жестокий?"
После концерта Ольга нашла будущую учительницу своей дочери, Флюру Умурзакову: "Скажите, а дети в вашей школе имеют право на радость? Песню "В траве сидел кузнечик" они знают? Почему на стенах только изображения храмов, а в фойе висят иконы?" Учительница пожала плечами: "Я вас предупреждала. Жалуйтесь, но в Миассе это бесполезно…"
Дальше — больше. Первого сентября школьников на линейке встречал не традиционный звон колокольчика, а звуки настоящей передвижной колокольни. "Чтобы было лучше слышно" — объяснила директор. Через некоторое время Жанна Кунгурцева, помогая готовить школьный праздник, увидела, как дети целуют руку одному из священников, часто заглядывающих к ним в гости. Причем батюшка был не в рясе, а в обычной повседневной одежде — куртка и джинсы. Старшеклассники объяснили Жанне, что в этой сцене нет ничего необычного: так делают многие учащиеся, а также педагоги и сама директор. Позднее Елена Чешуина на одном из родительских собраний, где горячо обсуждались религиозные перегибы, так прокомментировала ситуацию: "Я беру пример с нашего президента Владимира Владимировича Путина…. Это этикет делового православного человека, по-другому батюшку приветствовать неприлично… я склоняюсь и как бы прошу милостыньку. Может, копеечку на школу дадут".
К слову, имя главы государства директор упоминает довольно часто. Местная телекомпания “Миасс ТВ” начинала делать репортаж про школу, в эфир выпускать не стала, но отснятые кадры отдала Жанне и Ольге. Когда директор начинает говорить о курсе "Основы православной культуры" в 4-5-м классах, она поясняет: это официальная, "президентская" программа. Показывая учебник по этой же дисциплине, один из разделов которого называется "Молитва", Елена Анатольевна объясняет удивленному собеседнику: такова "политика нашего президента".
(на кадрах видео - директор школы Е.Чешуина)
Между тем, учебник, который используется в школе, как раз не был рекомендован российским Министерством образования. В 2009 году, перед началом эксперимента по внедрению в программу обучения факультатива "Основы мировых религиозных культур и светской этики", представители конфессий занялись составлением пособий по соответствующим модулям этого курса. По словам заместителя директора Института философии РАН, доктора философских наук, заведующего сектором философии исламского мира Андрея Смирнова, ученые были полностью отстранены от подготовки четырех из шести модулей — тех, в которых фигурирует название какой-либо из четырех религий. Учебник по "Основам православной культуры" принимала редколлегия, составленная патриархом Кириллом. Из двух вариантов был выбран тот, что написал Андрей Кураев. Его и передали в Министерство образования. Однако в школе №15 используется пособие Людмилы Шевченко.
В прошлом учебном году "Основы православной культуры" здесь изучали с первого класса, хотя программа разработана для 4-5-х. Потом директор пошла на уступки, и теперь курс начинается со второго класса — и продолжается до восьмого. Теоретически школа обязана обеспечить преподавание всех вариантов предмета, вне зависимости от того, сколько человек выбрало тот или иной модуль ("Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики"). Если же по объективным причинам сделать этого нельзя, никто не вправе заставлять учеников, выбравших другой предмет, посещать занятия, посвященные православию. Но в школе №15 делают именно так.
Факультатив в расписании поставили между другими уроками — чтобы никто не увильнул. Ставят оценки — хотя это не обязательные занятия. Жанна и Ольга рассказали, как учительница, преподающая ОПК, отреагировала на нового в классе ученика-мусульманина, не желавшего слушать православную музыку: "Посмотрите, ребята, у вашего нового одноклассника черная душа". А все та же Флюра Умурзакова рассказала о том, как некоторое время назад один мальчик из средних классов наповал сразил родителей фразой о том, что на небе жить лучше, чем на земле. Всполошившаяся мать, очевидно, наслышанная о статистике подростковых самоубийств, тут же побежала к директору, но после долгого разговора с ней вышла и сказала: "Пусть ходит".
Некоторые дети теперь крестятся на все церкви и иконы, попадающие в их поле зрения. Когда дети начинают шуметь на уроках, учителя звонят в колокольчик и начинают "изгонять бесов". На главной странице сайта школы №15 сказано, что на ее месте должна была стоять церковь. Да и сама школа там зовется не иначе, как храмом. А однажды директор провела среди учащихся анкетирование — кто из них не крещен? Выявив таковых, она обратилась к родителям с предложением провести соответствующий церковный обряд бесплатно. И многие согласились. В школе проводятся молебны. Учеников, разделенных на три возрастные группы, вывозят в разные храмы для бесед с настоятелями.
Родители хотят понять, в чем же причина такой политики директора? Жанна высказывает предположение, что школу постепенно готовят к перепрофилированию и передаче под крыло церкви. Ольге Матвеевой в ГОРОНО неофициально сообщили, что директору выгодно, когда родители забирают детей — мол, пока сохраняется такая ситуация, школа будет получать неплохие дотации. Однако все это — из области гипотез. Родители хотят, чтобы разобрался суд. Тем более что руководитель городского управления образования Ирина Невраева дает уклончивые комментарии: все дело — в личном конфликте директора и нескольких родителей.
Похожая история уже происходила в Челябинской области. В поселке Золотая Сопка на окраине города Троицка в школе №45 в 2011 году разгорелся точно такой же конфликт вокруг курса "Основы православной культуры". Детям его преподавала некая матушка Раиса. Причем делалось это так: учеников по 5-6 человек забирали с любого урока и уводили на беседу с православной наставницей. Когда часть родителей возмутилась, администрация школы и руководство городского управления образования стали на них откровенно давить. В один из домов нагрянули соцработники под предлогом того, что девочка, которая растет в полной семье, редко видит отца, работающего вахтовым методом. Может, стоит забрать ее в приют? Потом в одной из местных газет появилась статья, в которой родителей, пытающихся противостоять школе, назвали клеветниками. Прокуратура, тем не менее, нашла в работе образовательного учреждения целый ряд нарушений. Об этой истории рассказала Надежда Волковская, чья внучка посещала 45-ю школу. Девочку в результате пришлось оттуда забрать. Теперь она учится в другом месте — возить дальше, зато нет никаких проблем с администрацией и религиозным воспитанием.
На сегодняшнюю беседу с судьей в Миассе не явились ни представители школы, ни сотрудники управления образования. Первое заседание по делу назначили на 16 апреля.