Забота о детях на Урале: непридуманные истории
- Александр Валиев
Помните, из «Карнавальной ночи»: «Есть установка весело встретить Новый год»? Минуло уж полвека, а мы все еще живем «установками». Правда, каждый улавливает тренд в меру собственного интеллекта и сообразительности. Или их отсутствия. На федеральных каналах на какое—то время стала одной из топовых тема сиротства. В конце января на «России» состоялся эфир программы «Специальный корреспондент», где обсуждалась проблема усыновления российских сирот. Среди присутствующих в студии была жительница Свердловской области Анастасия Ленивцева, мать пятерых детей, троих из которых они с мужем усыновили. Когда ведущий спросил у нее о том, как живется их семье, женщина ответила, что после усыновления социальные службы потеряли всякий интерес к вчерашним сиротам-тройняшкам. Попытка устроить их всех вместе в один детский сад провалилась. На материнский капитал семья купила однокомнатную квартиру жилой площадью 18 метров, хотела было ее продать, чтобы погасить ипотеку за большой дом, в котором живет, но получила отказ. Квартиру можно будет выставить на продажу только после того, как дети повзрослеют. В принципе, закон предусматривает исключения, но для этого нужно, чтобы соответствующее решение приняла комиссия органов опеки. Однако вместо помощи сотрудники социальной службы грозятся отобрать у Анастасии детей. Ленивцева попыталась обратиться к губернатору Куйвашеву, но пробиться к главе региона нереально. Обо всем этом она и рассказала в эфире «Специального корреспондента», после чего ее принялись буквально распинать местные СМИ, обвиняя чуть ли не в бизнесе на детях. А вот звонка из администрации области, которого, по идее, можно было ожидать, так и не последовало.
Еще один недавний случай. В городе Шумиха, что на Урале, в Курганской области, 26—летнюю сироту лишили жилья. В 1998 году девушка встала на учет, ей выделили квартиру, но в 2009 году дом, где она жила, был признан аварийным и непригодным для проживания. Новую квартиру органы опеки ей предоставить отказались под тем предлогом, что она уже взрослая. Чтобы отстоять свои права пришлось дойти до прокуратуры и областного суда.
К слову о жилье для сирот. В наступившем году государство выделит деньги, которых хватит на строительство жилья лишь для четверти нуждающихся сирот Башкирии. Где будут жить остальные — вопрос открытый. Кроме того, квартиры, которые выделят тем, кому повезет, останутся в собственности муниципалитета. То есть, ни приватизировать жилье, ни подарить его своим будущим детям сироты не смогут. По сути дела, они будут находиться в статусе квартирантов, которых терпят добрые хозяева. Впрочем, право выкупа жилплощади по рыночной стоимости им, конечно, оставят.
Об истинном отношении властей к детям — причем, не только к сиротам, но и тем, что растут в больших семьях, красноречиво свидетельствуют свежие факты из региональной прессы. Когда в доме случился пожар, и многодетная семья оказалась на улице, помощь ей собирают с мира по нитке, потому что власть выделила непригодную для проживания площадь и посоветовала занести в нее диван, выброшенный кем—то на помойку. Эта история приключилась недавно в городе Нефтеюганске ХМАО. Семья, младшему ребенку в которой 8 месяцев, вынуждена была буквально побираться через соответствующие объявления в СМИ. И еще о детях в том же самом ХМАО. На уроках в одной из школ Ханты-Мансийска ученики и учителя этой зимой сидят в шубах и варежках: в здании так холодно, что синеют губы. Родители пишут жалобы, а директор ссылается на то, что бюджет выделяет слишком мало денег на ремонт.
А в Пермском крае, тем временем, из домов, построенных фирмой предпринимателя—единороса, выселяют семьи с несовершеннолетними, в том числе, грудными детьми, пенсионерами, инвалидами, ветеранами боевых действий. Причина — в том, что квартиры, проданные этим людям, застройщик, как выяснилось, заложил банку. Теперь его фирма обанкротилась, кредиты возвращать нечем, вот и придется людям идти, куда глаза глядят. Фирму, правда, обязали вернуть покупателям хотя бы те суммы, которые они в свое время отдали за квартиры. Однако за несколько лет они порядком обесценились, не говоря уж о тратах на ремонт, которые компенсировать точно никто не будет. Впрочем, у фирмы—банкрота денег нет вообще, так что, ждать выплаты долгов обманутым покупателям, лишившимся крыши над головой, придется еще очень долго. Вам интересно, где все это время будут жить семьи с детьми? Да кто ж его знает!