Ссылки для упрощенного доступа

Урал

Свобода слова по-челябински

Один правозащитный ресурс попросил меня написать короткую колонку в преддверии 20-летнего юбилея со дня принятия Конституции – на тему ее 29 статьи – той самой, что гарантирует свободу слова и отсутствие цензуры. Нужна ли она, реализуется ли, чего не хватает?
И мне сразу вспомнилась заметка, попавшаяся на глаза несколькими часами ранее. В ней говорилось о том, что один челябинский телеведущий, зарабатывающий на жизнь, что называется, конферансом, был отстранен от ведения финала Уральской лиги КВН. Как он сам написал в одном из своих аккаунтов, это решение было принято Администрацией губернатора, так как сей молодой человек является лицом телеканала СТС-Челябинск. В частности, ведет там новостные выпуски.
О том, что между двумя челябинскими кланами – губернаторским и антигубернаторским - вот уже который месяц идет серьезная война, знают не только в городе, но и далеко за пределами региона. Предыдущие серии этого политического боевика транслировались на федеральных каналах – Первом и «России». «Первый» выпустил несколько разоблачающих сюжетов о недруге губернатора, председателе областного суда Вяткине. «Вторая кнопка» - напротив - прицельно била по администрации Михаила Юревича. Результатом этого жесткого противостояния стали отставки двух вице-губернаторов, а также уход со своего поста самого Вяткина, Москва не утвердила его в должности на новый срок.
И вот теперь новый виток противостояния. На сей раз главные герои поменялись: лицом антигубернаторского пула стал предприниматель Андрей Барышев, владелец телеканала СТС-Челябинск, член «Единой России», депутат Законодательного собрания области. Впрочем, в Челябинске ни для кого не секрет, что Барышев связан с гораздо более серьезной фигурой – Александром Аристовым, совладельцем Челябинского электро-металлургического комбината и ряда других крупных компаний. Причины конфликта Аристова-Барышева с Юревичем в контексте данной темы не столь важны. Важно лишь то, что в эфире СТС Челябинск стали появляться острокритические материалы на тему работы областной власти и конкретно губернатора. Надо сказать, что раньше, несколько лет назад, когда Юревич был просто крупным бизнесменом с амбициями начинающего политика, принадлежащие ему СМИ точно так же вели себя по отношению к городским и областным властям. Но никто из сотрудников его телеканала не жаловался на какие-либо притеснения со стороны высоких чиновников.
Прошло время. Михаил Юревич стал сначала мэром, потом губернатором. И теперь мы наблюдаем, как критика в его адрес сказывается на тех, кто осмеливается критиковать. Сегодня президиум политсовета Челябинского регионального отделения «Единой России» утвердил решение об исключении Барышева из партии – за отказ прекратить информационную кампанию против губернатора Михаила Юревича. Возглавляемое им общественное движение «Соцгород» исключили из состава прогубернаторской общественной организации «За возрождение Урала».
Очевидно, этого кому-то показалось мало, ведь когда лес рубят, непременно должны лететь щепки. Так положено. Вот и отстранили Павла Седова от ведения финала Уральской лиги КВН. Ходят разговоры о том, что канал СТС-Челябинск в результате определенных административных усилий может понести финансовые потери, а возможно, уже их несет. Ведь как тут принято говорить, «Челябинск – город маленький». Можно ли назвать все происходящее нарушением 29 статьи Конституции? В моем понимании – безусловно. Ведь в данном случае канал и его сотрудники терпят убытки как раз из-за попытки реализовать свое право на свободу слова.
Впрочем, реальность такова, что сверху запущен курс на настоящую, не игрушечную цензуру. И это уже не местечковый беспредел исподтишка, когда посредством административного ресурса в отдельно взятой области или городе устраивается режим наибольшего неблагоприятствования тому изданию, что неугодно мэру или губернатору. Это прямое нарушение Конституции – той самой 29 статьи, что гарантирует каждому свободу мысли и слова и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Первыми ласточками стали Закон об оскорблении чувств верующих и о запрете так называемой «гей-пропаганды». С их принятием пройден своеобразный Рубикон. После которого как из рога изобилия посыпались аналогичные депутатские инициативы, а их квинтэссенцией стало предложение Елены Мизулиной внести в преамбулу Конституции утверждение о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России. Если эта идея получит поддержку депутатов, свобода слова в стране превратится из формально разрешенной в фактически и формально запрещенную. Ну а статью № 29 Конституции, которая, кстати, запрещает пропаганду религиозного превосходства, можно будет смело забыть.
Близкие к губернатору Юревичу коммерсанты ускоряют вывод денег из некогда шумно разрекламированных проектов. Знаменитая «продовольственная программа» Юревича, в основе которой лежали накачанные бюджетными миллиардами птицеводческие прожекты его любимого коммерсанта Олега Колесникова, терпит скандальное фиаско: эти фирмы не только не добились обещанных успехов, но, похоже, намерены теперь «кинуть» своих кредиторов – банки и бюджеты, которые выступили с гарантиями по многомиллионным кредитам. Собственно, так, скорее всего, и замышлялось.
ООО «Уралбройлер», учредителями которого являются супруги Колесниковы, подало на днях в арбитражный суд просьбу признать себя банкротом. Таким образом, коммерсанты, не дожидаясь активизации кредиторов, которым они не намерены выплачивать крупные долги, действуют на опережение.
Делается это, во-первых, для того, чтобы блокировать взыскания со стороны кредиторов: последние не имеют права требовать деньги от фирмы, находящейся в процедуре внешнего управления. Во-вторых, чтобы лично контролировать сам процесс банкротства – ведь кандидатуру управляющего по закону предлагает тот, кто инициирует банкротство: то есть рулить банкротством своей фирмы будет сам г-н Колесников. Легко представить, сколько денег вернут себе при таком сценарии кредиторы.
Стоит заметить, что на этом ООО «Уралбройлер» «висит» около 800 миллионов рублей кредитов из которых почти 200 миллионов от Сбербанка, предпринимающего сейчас активные действия по возврату своих денег.
Примерно так и рождаются у нас обычно социальные потрясения: на ровном месте, в результате безответственной и алчной политики.
Всего же на хитро скроенной, постоянно перемешиваемой и переименовываемой сети фирм О.Колесникова «висит» более 8 миллиардов госгарантий по множеству кредитов. Точнее «висят» они на бюджете области, который и будет, очевидно, расплачиваться за «успехи» птицеводческой программы господина Колесникова, известной также как «новая экономика» губернатора Юревича.
Первый шаг уже сделан – некоторые банки могут, пожалуй, проститься со своими деньгами. Потом эти господа простят также свои долги бюджетам: губернатор прикроет.

Загрузить еще

XS
SM
MD
LG