Ссылки для упрощенного доступа

Жестокие танцы. Артемий Троицкий – об индустриальном танцполе


Дуэт The Weathermen
Дуэт The Weathermen

335-й выпуск подкаста "Музыка на Свободе" Артемий Троицкий посвятил EBM "электронно-телесной музыке".

Жестокие танцы. Артемий Троицкий – об индустриальном танцполе
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:54:59 0:00
Скачать медиафайл

В начале 80-х годов "новая волна" рока рассеклась на несколько русел: постпанк, электро-(или синти-) поп, no wave, gothic rock, industrial и другие. Одним из таких направлений стала так называемая EBM – Electronic Body Music. Термин этот вошёл в обиход в середине десятилетия, хотя сам стиль оформился на несколько лет раньше, представив собой гибрид компьютерных танцевальных ритмов, брутального "индустриального" звучания и мрачной образности, часто навеянной тоталитарной романтикой. У истоков EBM стояли экстремальные англичане Throbbing Gristle, немцы DAF и Die Krupps, словенские концептуалисты Laibach. Казалось, это экзотичное движение обречено на сугубую маргинальность, однако неожиданно "электронно-телесная музыка" охватила страны и континенты, породила субжанры и в тех или иных вариантах существует по сей день. Стадии формирования ЕВМ и её виднейшим представителям посвящена 3-дисковая антология “Приключения на индустриальном танцполе 1983–1990”.

В Британии ЕВМ-сцена была самой многочисленной. Более того, некоторые группы (Cabaret Voltaire, The Shamen, Nitzer Ebb, Fad Gadget, Test Dept) имели не только клубный/культовый, но и некоторый коммерческий успех и позиции в чартах. Однако я выбрал на сборнике единственную английскую группу, о которой никогда прежде даже не слышал: называется Silver Chapter и выпустила всего один мини-альбом Debbie в 1987 году. Оттуда – эффектная песня Neon Queen. Интересно, что в этой группе играл Роберт Койн – родной сын известного блюзового певца и автора Кевина Койна.

Французы Die Form (они предпочитают, чтобы название переводилось не с немецкого, а с английского – “Умри, Форма”) существуют, выступают и записываются по сей день – совсем недавно у нас звучали записи из их новейшего альбома Mental camera. У супружеского дуэта Сесиль Ке и Филиппа Фишо дистопичная ЕВМ-эстетика дополнена эротическим декадансом. Песня The Beast вышла в 1987 году на их третьем альбоме Pouppee Mecanique.

Родоначальниками электро-индустриальных экспериментов в Канаде была ванкуверская группа Skinny Puppy (1982–1996). Один из её основателей, Билл Лииб, покинул коллектив в 1986 году и создал проект Front Line Assembly. Тоже, кстати, существует до сих пор, хотя состав многократно менялся. Это одна из самых жёстких и "индустриальных" групп в ЕВМ-пространстве. Трек “Мрачная сенсация” – из их третьего альбома Corrosion (1988).

Проникла мрачная эпидемия ЕВМ и на идилличный зелёный континент. Как минимум две австралийские группы входят в "индустриальную" элиту: Severed Heads и SPK – обе из Сиднея и возникли тоже одновременно – в 1979 году. SPK (название интерпретировалось участниками по-разному – вплоть до “Коллектив социалистических пациентов”) были поинтереснее: их возглавлял амбициозный композитор и любитель экспериментов Грэм Ревелль, пробовавший себя и в невыносимой шумовой музыке, и в клубной на грани диско. “Соблазнение” – как раз песня из самого коммерческого альбома SPK Machine Age Voodoo (1985). В дальнейшем Ревелль перебрался в Соединённые Штаты и стал успешным автором киномузыки (“От заката до рассвета”, “Лара Крофт”, “Город Греха”…)

Если говорить о количестве ЕВМ-музыки на душу населения, то тут несомненное первенство принадлежит небольшой Бельгии. Сам термин ЕВМ появился с лёгкой руки тамошней группы Front 242. А ещё были (да и сейчас есть) Neon Judgement, A;Grumh, Absolute Body Control и прочие. Отчасти это связано с активностью брюссельского рекорд-лейбла Play It Again Sam (PIAS) и его хозяина Кенни Гейтса, большого энтузиаста подобной музыки. Из всех брутальных бельгийцев я выбрал относительно деликатных The Weathermen – дуэт Жан-Марка Ледермана и Брюса Гедульдига (временного участника Tuxedomoon). Более лёгкие и ироничные, чем зловещий ЕВМ-мейнстрим, они стали предтечами "постиндустриальной" клубной музыки – new beat, cyberpunk, electroclash… Песня Poison вышла на сингле и втором из шести альбомов дуэта The Black Album (1988).

Плейлист "Музыки на Свободе" #335

1. Laibach (Slovenia). Love is still alive I – Moon, Euphoria. LP LOVE IS STILL ALIVE (Mute)

2. The Weather Station (Canada). Atlantic. LP IGNORANCE (Fat Possum)

3. Richard Dawson & Circle (UK/Finland). Silphium. LP HENKI (Domino)

4. Richard Dawson (UK). The Fool. LP THE RUBY CORD (Domino)

5. Divanhana (Bosnia & Herzegovina). Oj, Curice. LP ZAVRZLAMA (CPL)

6. Silver Chapter (UK). Neon Queen. LP CONTROL I’M HERE: ADVENTURES ON THE INDUSTRIAL DANCEFLOOR 1983–1990 (Cherry Red)

7. Die Form (France). The Beast. LP Ibid

8. Front Line Assembly (Canada). Lurid sensation. LP Ibid

9. SPK (Australia). Seduction. LP Ibid

10. The Weathermen (Belgium). Poison. LP Ibid

11. Lucidvox (Russia). That’s what remained. LP THAT’S WHAT REMAINED (Glitterbeat)

12. Dendê & Band (Brazil/USA). Sextou. LP AGÔ (Ropeadope)

13. Napfonat (Hungary). Aranyszarnyn angual. LP EGBÖL, FENYBÖL… (Fono)

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG