Ссылки для упрощенного доступа

Военная кампания 2023-го


Украинские военные стреляют из артиллерийской системы "Пион" по российским позициям под Бахмутом, Донецкая область. 15 декабря 2022
Украинские военные стреляют из артиллерийской системы "Пион" по российским позициям под Бахмутом, Донецкая область. 15 декабря 2022

Россия собирает силы для нового наступления в Украине. Она готовит 200 тысяч "свежих" солдат. Путин поедет в Минск за военной поддержкой. Масштабная операция начнется в феврале 2023 года. Об этих устойчивых прогнозах – военные эксперты Михаил Притула, Александр Демченко, Ян Матвеев. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.

Видеоверсия программы

Елена Рыковцева: Наши события сегодня устремлены вперед, в будущее – это зимняя военная кампания 2023 года. Много прогнозов о том, что Россия готовится к наступлению. А также не такое уже дальнее событие – это понедельник. Мы будем обсуждать, зачем Владимир Путин лично едет к Александру Лукашенко в Минск. Но вернемся все-таки на день назад, в наш вчерашний эфир о гипотетических дебатах Гиркина и Соловьева, которые, конечно же, не состоялись. После окончания нашего эфира в эфире Владимира Соловьева прозвучали причины отказа от этих дебатов.

Соловьёв отказался от дебатов со Стрелковым
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:52 0:00

Елена Рыковцева: "Наши люди в булочную на такси не ездят". Что же касается всего остального, то не очень понятна логика: если такое ничтожество, зачем же на него наезжать, рекламировать его в своем эфире, а когда после этой рекламы он предлагает тебе дебаты, говорить, что "ты никто и звать тебя никак"? Игорь Стрелков (Гиркин) ответил в своем Телеграме, что "сам ты резиновое изделие номер два, все закончится для тебя Израилем, где живет твоя семья, а я никуда не поеду, буду защищать родину". Обмен любезностями понятен.

Гиркин выступает критиком Кремля, и в то же время действует в той парадигме, которая придумана в Кремле

С нами на связи мой коллега Александр Демченко, "Донбасс. Реалии". Вы ожидали какого-то другого исхода от этого "поединка"?

Александр Демченко: На всех этапах истории Гиркина, когда он попал в публичную плоскость после 2014 года, после захвата Славянска и всех действий на Донбассе, постоянно возникают всякие дискуссии: то вдруг вокруг него какой-то шум, кто-то его обсуждает… Сейчас на федеральных каналах о нем говорят, пусть и негативно, но все равно упоминают его, хотя о некоторых людях стараются даже не вспоминать. Дискуссия всегда двойственная: или он действительно такой оппозиционер, его в Кремле где-то не любят или боятся, опасаются, кремлевским пропагандистам он враг, или на самом деле это такая задуманная игра, задуманный сценарий, когда Гиркин выступает, с одной стороны, деланным оппозиционером, критиком Кремля, а с другой стороны, действует абсолютно в той парадигме, которая придумана в Кремле.

Он все равно пытался поддерживать так называемую "специальную военную операцию", поехал в Украину якобы воевать, но не попал, как обычно. Мы не знаем, как отвечать на вопрос, какую роль он играет. А из Украины это выглядит так, что мы сидим, смотрим на все это: один плохой парень разговаривает с другим плохим парнем.

Елена Рыковцева: Обзывать хочет, а разговаривать не хочет.

Александр Демченко: Не хочет и не хочет, что тут поделать.

Елена Рыковцева: Короче говоря, дебаты не состоялись, никто в этом не сомневался, наши вчерашние эксперты тоже не сомневались, хотя персона, конечно, любопытная, с этим тоже никто не спорит.

Переходим в понедельник. 19 декабря объявлено днем визита Владимира Путина в Минск. Человек отказался от "прямой линии", от пресс-конференции, от послания Федеральному собранию, а в Минск все-таки поедет. С нами Михаил Притула, военный эксперт. Как вы думаете, зачем ему лично туда? Сидел бы дома: зима, холодно, ты никуда не ходишь, зачем к Лукашенко являться? Что он от него хочет?

Михаил Притула: Есть как минимум три варианта ответа на этот серьезный вопрос. Первый вариант: он будет праздновать Хануку. Второй вариант: он будет с Лукашенко праздновать Николая. Третий вариант: близится сакральная для обоих этих замечательных персонажей дата, которая состоится через 11 дней, 30 декабря 2022 года – столетие покойного Советского Союза. Путин очень любит разные сакральные даты, а эта дата для него суперсакральная. Мы помним его слова о том, что для него самой большой трагедией ХХ века было разрушение СССР. Столетие его кумира – это очень важно для него. Скорее всего, он будет его отмечать какими-то ударами по инфраструктуре Украины или, может быть, они вместе с Лукашенко придумают еще какую-нибудь гадость. Например, привезут тело Януковича из Ростова, там на троих где-то в Беловежской пуще подпишут, к примеру, акт о денонсации Беловежских соглашений 1991 года и о том, что Советский Союз будет реанимирован, вытащен из Мавзолея, и будет СССР 2.0. Этот вариант я бы тоже не исключал, потому что такова логика мыслей этого человека.

Михаил Притула
Михаил Притула

Елена Рыковцева: Мне все прогнозы нравятся, особенно святого Николая с Коленькой встречать – конечно, самое милое дело, в компании будущего президента Беларуси, как думает его папа. Что же касается того, чтобы привезти тело Януковича, вам не кажется, что это тело как-то надежно спрятано? Ведь Российская Федерация могла все эти годы играть на нем: а вот же законный президент, вот, это был переворот. Но она почему-то не спешит выставлять его на публику, не раскручивает его, не пиарит. Однажды, сто лет назад выпустили на пресс-конференцию, и все, закопали. Почему?

Близится сакральная для Путина и Лукашенко дата – столетие покойного Советского Союза

Михаил Притула: Они привозили это тело в Беларусь, как раз когда началось вторжение в Украину. Этот план я не из пальца высосал – это реально. Я понимаю, как эти люди думают, к чему они стремятся. К сожалению, у них, скорее всего, такие мысли, что Путин будет уламывать Лукашенко на такой вариант. А Януковича просто никто спрашивать не будет, что ему скажут, то он и будет делать. Я думаю, больше им говорить не о чем.

Елена Рыковцева: Для того, чтобы принудить Лукашенко к наступательному военному союзу, разве нужно личное присутствие, или это решается на уровне начштабов, генштабов?

Михаил Притула: В Беларуси очень многие должности занимают российские граждане, офицеры российских спецслужб. Лукашенко, в принципе, тоже ни о чем не спрашивают. Беларусь – это страна, оккупированная российскими войсками, которые там делают все, что хотят, берут столько оружия, сколько хотят. Единственное, у них проблема в том, что белорусской армии практически нет как таковой. Поэтому участие белорусской армии в войне против Украины может быть только в виде несения белорусских флагов, и все. Вторая причина: россияне никогда не будут доверять белорусам, тем более в таком важном деле, как война в Украине. Россияне будут просто использовать территорию Беларуси как плацдарм, запускать с нее новые партии свежеотмобилизованных граждан РФ.

Елена Рыковцева: Мы сейчас увидим сюжет. За последний день вывалился целый комплекс прогнозов по поводу зимнего российского наступления.

Россия готовит наступление
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:44 0:00

Елена Рыковцева: Я сейчас поняла, почему ничего не знала про Януковича в Минске в марте этого года: потому что не было никаких официальных подтверждений ни с белорусской, ни с российской стороны. Была информация украинской разведки, которую опубликовала "Украинская правда": "Российская Федерация доставила Януковича в Минск для объявления его легитимным президентом Украины". Ни фотографий, ни официальной хроники, только Flightradar зафиксировал, что его самолет прилетел в Минск, улетел из Минска. Самого тела никто не фиксировал. Если бы хотели его сделать легитимным президентом, наверное, показали бы?

Проблема в том, что белорусской армии практически нет как таковой

Михаил Притула: Путин же хотел взять Киев за три дня, как раз к этим трем дням его и привозили. Так как не взял за три дня, надобность в нем отпала, отвезли обратно, туда, где хранится.

Елена Рыковцева: Теперь все встает на свои места, то есть они бы его показали только в ситуации, когда он действительно пригодился бы.

Михаил Притула: Я думаю, Януковичу тоже не очень приятно быть в такой роли. Но это его дело.

Елена Рыковцева: Мы его жалеть не будем. Ян Матвеев, вы это все тоже, конечно, прочитали и проанализировали. С чем вы связываете одновременное появление залпов таких прогнозов: зима, Россия торжествует и отправляется в наступление в конце февраля – в марте?

Ян Матвеев: Понятно, что сейчас некоторая пауза в военных действиях, все размышляют, что будет дальше. Кроме того, все аналитики видят, что Россия провела мобилизацию, собрала достаточно существенное количество солдат. Все рассуждают, что же с этими солдатами, как их будут использовать. Путин всем своим видом показывает, что войну он собирается продолжать, он хочет уничтожить Украину, а для этого нужно дальше атаковать. При том положении, которое есть сейчас, Путин своих целей не достигнет, отсюда совершенно логичное предположение. Плюс все-таки российский ВПК не разрушен, он что-то производит, российская армия пока тоже еще представляет собой серьезную угрозу, можно ожидать от нее каких-то атак.

Ян Матвеев
Ян Матвеев

Все время ходят разговоры, слухи по поводу атаки с территории республики Беларусь. Украинские источники несколько раз говорили, что наступление начнется чуть ли не завтра. Я считаю, что это все-таки маловероятно, ввиду объективных факторов. Да, есть Владимир Путин, который может принять решение, исходя не из логики, а из своих каких-то желаний, взглядов и так далее. Тут может произойти все, что угодно: он прикажет наступать из Беларуси через болото, и они пойдут через болото месить грязь и погибать. По военной логике наступление там очень затруднено, особенно зимой. Мы видели это в начале войны, когда российские войска потерпели, по сути, поражение под Киевом как раз во многом из-за проблем с логистикой: мало дорог, леса, болота, тяжело передвигаться, тяжело разворачивать силы. Российские войска не смогли воспользоваться своим преимуществом в численности, которое у них было в начале вторжения, а сейчас у них этого преимущества, скорее всего, не будет.

Второй важный фактор: все-таки Россия потратила очень много оружия, техники, танков, бронемашин, артиллерии на войну, которая идет уже 11-й месяц, и быстро восполнить это невозможно. Российский ВПК делает это, но медленно. Сейчас не представляется возможным качественно вооружить солидную группировку, которая действительно могла бы атаковать и добиться каких-то существенных целей, продвинуться на сто километров вперед. Если говорить о каких-то совсем минимальных наступлениях, то, наверное, да, но они не имеют смысла, потому что не достигают никаких стратегических целей. Поэтому, на мой взгляд, очень маловероятно, что российская армия организует какое-то крупномасштабное наступление этой зимой. Думаю, они будут держать эту паузу, пока смогут, чтобы продолжать потихоньку накапливать все, что можно, покупать иранское вооружение, еще какое-то, строить свое, вооружать солдат. Все это делается медленно, они будут это делать всю зиму, а весной уже, возможно, что-то поменяется.

Очень маловероятно, что российская армия организует крупномасштабное наступление этой зимой

Елена Рыковцева: Александр, что вы думаете об этом букете прогнозов, который мы получили буквально за сутки?

Александр Демченко: Я абсолютно согласен с Михаилом. Белорусских сил, которые сейчас есть, недостаточно, даже если Лукашенко вдруг примет под давлением решение о том, чтобы принимать участие в войне и вторгаться в Украину. Мы можем гипотетически представить, что у них будет не очень высокий боевой дух. Мне кажется, там пропаганда не так обработала людей, как это могло произойти с российскими военными и мобилизованными. Другое дело, что туда нагоняется некоторое количество граждан России, которые попали под мобилизацию, перегоняется техника. Я меньше недели назад разговаривал с одним из военных, который приезжал в увольнительную из мест, где проходят боевые действия, и он рассказывал о нескольких вариантах развития событий.

Действительно, сейчас сил на это нет. Чтобы сконцентрировать достаточную группировку с севера от Украины, чтобы организовать большое вторжение, нужен еще как минимум месяц, а то и два. Часто попадает в информационную среду, когда что-то совершается, и сейчас это фигурирует, под флагом третьей страны. Это могут быть, например, российские военные, которые будут участвовать в этом вторжении, разбавленные каким-то количеством белорусских военных, союзные силы, но как будто бы все это происходит под командованием Беларуси, Лукашенко.

Разговоры о том, что будут, например, штурмовать Киев… Положение Украины было намного хуже с точки зрения готовности армии и обеспечения группировки в феврале и марте 2022 года, а сейчас, естественно, уже и подготовка укреплений, и понимание, откуда ждать этого наступления, будут на порядок лучше, а силы, которые могут наступать, будут приблизительно такими же, как в феврале-марте. И даже мирное население Киева и области уже пережило первую волну, и все будут более-менее к этому готовы. Не совсем понятно, на что они рассчитывают: мне кажется, штурмовать Киев в данной ситуации практически невозможно.

Александр Демченко
Александр Демченко

Мы видим бои, которые уже несколько месяцев продолжаются вокруг Бахмута. Туда перебрасывают силы, артиллерию, которая была у российской группировки на донбасском театре боевых действий, гордо накрывают авиацией, артиллерий, штурмовые группы ЧВК Вагнера, российских войск постоянно идут туда, но не могут его взять. Если в Кремле рассчитывают на этом этапе при таком же развитии событий, как сейчас, что им действительно удастся рано или поздно произвести захват или окружение Киева, то это очень сомнительно даже с точки зрения простой логики и здравого смысла.

Еще постоянно идут разговоры о том, что это будет попытка как-то перерезать пути снабжения, отрезать Украину от поставок западного оружия. Тоже достаточно сомнительный вариант. Там всего три дороги, соединяющие, проходящие через границы, идущие на юг, через которые можно перебрасывать войска. Мне сомнительно, что они не встанут в таких же дорожных колоннах, как это было в феврале-марте 2022 года, когда только началось полномасштабное вторжение.

Штурмовать Киев в данной ситуации практически невозможно

Елена Рыковцева: Мы вчера уже начинали обсуждать интервью Валерия Залужного, который командует вооруженными силами Украины. В этом интервью как раз прозвучали прогнозы по поводу того, что российская армия готовит это наступление. В частности, одним из признаков этого Валерий Залужный видит новый набор, как он говорит, "свежих" солдат, 200 тысяч: не нужно их недооценивать, говорит он, даже если вы считаете, что они не мотивированы, они все равно будут воевать. Вчера же вечером Алексей Арестович, известный комментатор происходящего на фронте, высказался по поводу этих замечаний Валерия Залужного. Мы сейчас посмотрим сюжет об этом.

Разбор интервью Залужного Арестовичем
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:12 0:00

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО

XS
SM
MD
LG