Ссылки для упрощенного доступа

Уголь, газ, Россия и Украина


Украина. Обслуживание технологического оборудования газокомпрессорной станции возле Богородчанского подземного газохранилища
Украина. Обслуживание технологического оборудования газокомпрессорной станции возле Богородчанского подземного газохранилища

Михаил Волынец и Дмитрий Марунич: есть ли выход из энергетического кризиса?

Виталий Портников: Украине грозит полномасштабный энергетический кризис и аварийное отключение электроэнергии. Ряд украинских тепловых электростанций остались без угольного топлива и теперь рассчитывают на импортные поставки. Однако с начала ноября Россия прекратила продавать Украине уголь и сейчас блокирует его транзит из Казахстана, официально объясняя ограничения загруженностью российских железных дорог. Кроме того, в последние недели "Газпром" продолжает снижать объемы транзита газа через Украину, добиваясь таким образом скорейшей сертификации трубопровода "Северный поток – 2". Аналитики уверены: стратегия Кремля призвана восстановить зависимость Украины от российских энергоносителей и в итоге вернуть Киев в сферу влияния Москвы.

Украине грозит полномасштабный энергетический кризис

Есть ли риск срыва отопительного сезона в Украине? В студии Радио Свобода – Михаил Волынец, депутат Верховной Рады, председатель Независимого профсоюза горняков Украины, на связи – Дмитрий Марунич, эксперт в области энергетики, сопредседатель Фонда энергетических стратегий.

Стратегия Кремля призвана восстановить зависимость Украины от российских энергоносителей и вернуть Киев в сферу влияния Москвы

Корреспондент: Продолжающийся в мире энергетический кризис затронул и Украину. Запасов угля в стране, по разным данным, в четыре или даже в семь раз меньше необходимых объемов. Дефицит власти пытаются компенсировать импортными поставками. Теперь основная надежда на уголь из США. Эксперты не исключают, что в ближайшие недели могут начаться веерные отключения электроэнергии.

В своих подземных хранилищах Украина накопила более 18 миллиардов кубометров газа, и этого объема, как отмечают в правительстве, будет достаточно для отопительного сезона. Однако часть газа в хранилищах принадлежит иностранным компаниям, и если теплоэлектростанции будут вынуждены использовать газ вместо дефицитного угля и к тому же зима окажется холодной, запасов топлива не хватит.

Критическая ситуация в энергетической отрасли страны, заявляет украинская оппозиция, это результат недобросовестной подготовки властей к отопительному сезону. Бывший премьер, лидер партии "Батьківщина" Юлия Тимошенко призвала ввести чрезвычайное положение в энергетике, чтобы минимизировать последствия полномасштабного энергетического кризиса.

Между тем в последние недели Россия продолжает снижать объемы транзита газа в Евросоюз через Украину, а российский президент Владимир Путин в ответ на просьбы увеличить поставки убеждает европейцев в ненадежности украинской газотранспортной системы. Эти утверждения Путина в компании "Оператор ГТС Украины" опровергли, заявив, что национальная газотранспортная система постоянно модернизируется и способна перекачивать в ЕС в несколько раз больше топлива, чем сейчас.

"Газпром" уже отказался бронировать дополнительные объемы транзита через Украину на первый квартал 2022 года. В Киеве считают, что прокачка российского газа по украинской трубе может остановиться в любой момент из-за желания Кремля добиться скорейшего запуска "Северного потока – 2". По подсчетам агентства Bloomberg, если регулирующие органы будут использовать все отведенное им время, то сертификация построенного в обход Украины российского газопровода затянется до 8 мая будущего года.

Украинская оппозиция заявляет: кризис – это результат недобросовестной подготовки властей к отопительному сезону

О полном завершении строительства "Северного потока – 2" "Газпром" сообщил 10 сентября. 21 октября Путин заявил о готовности начать поставки газа по прямому маршруту из России в Германию на следующий день после получения соответствующего разрешения от немецкого регулятора.

Виталий Портников: Газ – это классическая тема всех эфиров, связанных с Украиной, с ее конфликтом с Россией, с российским давлением. Но, по-моему, я чуть ли не впервые вынужден начинать разговор с темы кризиса угольных поставок. Это естественный или искусственный кризис?

Михаил Волынец: Нужно говорить, прежде всего, о балансе всех энергоносителей. Если же говорить отдельно о газе, тогда надо обратить внимание, что тепловые электростанции на грани остановки. Например "Центрэнерго", государственная компания: из 23 блоков в работе постоянно три или четыре, и то не на полную мощность, причина – отсутствие угля. Сейчас почти в два раза меньше запасы угля на складах тепловых электростанций, всего в объеме 480 тысяч, а необходимо иметь 760 тысяч в качестве запаса, который нельзя трогать.

Такого никогда еще не было. Украина имеет собственных разведывательных запасов угля, которых хватит добывать в сегодняшних объемах, на 830 лет, разведанных запасов нефти – всего на 31 год, а разведанных запасов природного газа – на 28 лет. В то же время есть крупные шахты, скажем, шахта "Капитальная" (20 миллионов баланса запаса угля), которая строилась в советские времена как гигант для показа достижений СССР. Сейчас там добывают от 120 до тысячи тонн даже не угля, а горной массы. 37 государственных шахт добывают в сутки 10-11 тысяч тонн горной массы: если ее привести в состояние концентрата, то будет еще на 30% меньше объема.


Министр энергетики на прошлой неделе, отчитываясь в парламенте, с оптимизмом говорил, что мы включим на полную мощность блоки атомных станций. Это какое-то сумасшествие или полная безответственность! Мы можем получить еще более масштабную аварию, чем Чернобыль. Для маневров нужны тепловые или гидроэлектростанции, но на Украине очень мало воды. Задолженность по тепловым электростанциям составляет более шести миллиардов гривен.

У меня такое впечатление, что нас готовили к импорту электроэнергии из Беларуси и России, как это происходило начиная с осени 2019 года. Я, как и многие эксперты, рассматривал это как угрозу для интеграции Украины в европейское энергетическое пространство. Уже в феврале Украина должна провести тестовые отключения от единой энергосистемы с Беларусью, Молдовой и Россией и присоединиться к европейской энергосистеме, затем повторить это летом. Похоже, сейчас это под угрозой срыва.

Такое впечатление, что нас готовили к импорту электроэнергии из Беларуси и России

Виталий Портников: С одной стороны мы слышим обвинения в адрес бывшего президента Петра Порошенко в том, что он содействовал покупке угольного топлива с территории России, а с другой стороны, обвинения в адрес той же России, что она сейчас блокирует поставки угольного топлива в Украину. Я, честно говоря, начинаю путаться в том, что хорошо, а что плохо.

Дмитрий Марунич: Порошенко все-таки скорее обвиняли не в закупках топлива с территории РФ, а в том, что он давал указание покупать уголь с неподконтрольных территорий. Из России уголь шел все эти годы, коммерческий в том числе, а Порошенко вообще не имел к этому отношения.

Этот кризис импортирован в Украину, она сама не определяет стоимость угля или газа. Но власть, правительство должны иметь субъектность и принимать эффективные решения, которые позволили бы не допустить этого кризиса. Очевидно, что эти решения своевременно приняты не были. Сейчас уже ничего не сделаешь. К сожалению, без импорта электроэнергии Украина, по всей видимости, просто не переживет текущую зиму. Альтернатива – веерное отключение. За это должна отвечать власть.

Дмитрий Марунич
Дмитрий Марунич

Специально ли это было сделано? Не знаю. Думаю, виновато все-таки качество госуправления, крайне неудовлетворительное на всех уровнях. Ни для кого не секрет, что принципиальные решения принимает офис президента, несмотря на существование кабмина: он – придаток к офису президента, и парламент, к сожалению, тоже.

Без импорта электроэнергии Украина, по всей видимости, просто не переживет текущую зиму

Виталий Портников: Есть два варианта: либо это кризис некомпетентности, либо кризис прибылей, который был искусственно создан для того, чтобы кто-то мог получить "реальный интерес".

Михаил Волынец: Во главе Министерства энергетики находились некомпетентные люди, Министерство неэффективно себя вело, а бизнес получал на этом прибыль. В первую очередь это делалось в интересах олигарха Коломойского, который, на мой взгляд, продолжает руководить страной. Регулятор сыграл вместе с Коломойским при поддержке председателя энергетического комитета Верховного совета Андрея Геруса. Я помню, как в сентябре 2019 года Герус продвигал поправку номер 8 к закону о рынке электроэнергии, депутаты проголосовали за этот закон, и после этого на рынок Украины стала поставляться российская и белорусская электроэнергия.

Вспомним еще январь-февраль этого года, когда были сильные морозы: кто покупал российскую электроэнергию – Коломойский для своих предприятий. Страна не выиграла от этого ничего, выиграли только олигарх Пинчук да олигарх Фирташ, который прячется в Вене, а также Саша Янукович. Именно эта четверка покупала дешевую российскую электроэнергию, и это приводило к простою украинских шахт. Уголь с государственных шахт закупался по цене 800 гривен за тонну, хотя он был намного дороже. Сейчас из-за рубежа в Украину завозится уголь по 300 долларов; возможно, цена будет еще выше. Мы видим, как уничтожают собственную энергетику, угольную отрасль.


Я боюсь другого. Если разбалансируется энергосистема Украины, то потом продолжительное время мы сможем ее запускать при поддержке России, где-то от шести до восьми месяцев, и тогда нельзя будет говорить, что Украина является энергетически независимой страной. А дальше возникает вопрос: останется ли Украина независимым государством? Эта ситуация может привести к наращиванию социального напряжения. Я лично дважды выходил на Майданы, как и сотни тысяч людей, которые боролись за независимость Украины: это наша плата за нашу свободу. И вдруг на протяжении нескольких лет ситуация изменилась. Энергетическая зависимость для нашей страны – это реализованный план гибридной войны России против Украины.

Виталий Портников: Мы часто все списываем на некомпетентность, а ведь в командах украинских олигархов работают люди, вполне компетентные в сфере энергетики.

Действительно могут быть веерные отключения

Дмитрий Марунич: Господин Герус – известный лоббист в финансово-промышленной группе Коломойского. Впрочем, я не думаю, что Коломойский настолько всесилен. У него есть коммерческая выгода, например, он контролирует крупные ферросплавные заводы, а это крупнейшие потребители электрической энергии. Конечно, рост электроэнергии на бирже прямо приводят к снижению выручки, поэтому его коммерческую выгоду вполне можно понять. Но государство должно балансировать все эти интересы.

Виталий Портников: Если оно не контролируется теми же олигархами.

Виновато качество госуправления, крайне неудовлетворительное на всех уровнях

Дмитрий Марунич: Бывшего главу офиса президента Богдана напрямую связывали с Коломойским, потом появился Ермак, который вроде как был равноудален, но получается, что результаты работы всей властной структуры еще хуже. Сейчас нам рассказывают: уголь везут из Польши, Казахстана и даже из Южной Африки. Уже не везут, а про контрактные стоимости я умолчу. Я не уверен, что уголь могут вовремя привезти на электростанции, потому что не хватает тяги и вагонов. И эта история длится уже несколько лет.

При определенных сценариях, при росте потребительской энергии с начала года люди с дорогого газа опять побежали на дешевую электроэнергию (она осталась дешевой для населения). При холодах, когда резко растет потребление, нам может не хватить 900 мегаватт. Этот сценарий будет наиболее жестким. С Россией у нас нет договора об аварийной помощи, который есть с Беларусью. И это будет полное фиаско для власти. Непонятно, чем они думали, как готовились. Гипотеза Энергоатома была: зимой мы заместим три миллиона тонн угля атомной энергетикой.

Виталий Портников: Хотя 3 реактора из 15 до сих пор находятся на ремонте.

Дмитрий Марунич: Вопрос еще и в том, способны ли эти блоки одновременно выдавать достаточные объемы электроэнергии из-за ограничений самой энергосистемы, которые полностью не преодолены. Второе – это риск выхода из эксплуатации. Никто не будет эксплуатировать неисправный блок на атомной электростанции, поскольку это может иметь последствия не только для Украины, но и для сопредельных стран. Так что гипотеза шапкозакидательская. Действительно могут быть веерные отключения.

Энергетическая зависимость – это реализованный план гибридной войны России против Украины

Михаил Волынец: Министр энергетики умалчивает, что в январе-феврале на отдельных блоках предусмотрена перезарядка ядерного топлива. Даже 14 блоков не смогут работать.

Виталий Портников: Каков тогда выход из ситуации?

Михаил Волынец: Я не вижу, что нынешнее руководство может исправить ситуацию. Они плывут по течению. Мы приближаемся к угрозе развала энергетической системы. Необходимы кадровые изменения. Я знаю, что в офисе президента обсуждался вопрос, отправить ли в отставку министра энергетики, потом это как-то затихло. Думаю, к энергетическому кризису может привести и отставка премьер-министра Шмыгаля.

Михаил Волынец
Михаил Волынец

Веерное отключение – это отключение крупных предприятий и населенных пунктов. Возможно, будут автоматические отключения даже без вмешательства диспетчера, для того чтобы удержать в системе частоту 50 герц. Очевидно, Украина, сколько сможет, столько будет просить помощи у России и Беларуси.

Самое страшное, что Путин может этим воспользоваться. При сильных морозах он может поступить так, как поступал в конце 2008 года – начале 2009 года, когда прекратил поставку газа в газопровод Украины. Для того, чтобы избежать замораживания Донбасса, крупного промышленного региона Украины, городов в Донецкой, Луганской областях и частично в Запорожской области, правительство Юлии Тимошенко тогда приняло решение поднять газ из хранилищ и направить его на восток.


Виталий Портников: Так и сейчас Донбасс замерзнет, в том числе и территории, находящиеся под российским контролем.

Мы приближаемся к угрозе развала энергетической системы

Михаил Волынец: Россия об этом не думает, она очень хладнокровно смотрит на то, как бедствует население на оккупированных территориях.

Дмитрий Марунич: Я думаю, альтернативы импорту электроэнергии для потребителя уже не существует. Должны быть сделаны кадровые выводы, очевидно, вплоть до смены премьер-министра. Если власть не сделает выводов, я думаю, выход будет на парламентских выборах: изменить всю эту конструкцию так, чтобы она эффективнее работала. Некомпетентность порождает некомпетентность и создает проблемы для всего государства.

XS
SM
MD
LG