Ссылки для упрощенного доступа

Страх и ненависть в школе. Что провоцирует насилие учеников

За два дня в России произошли несколько нападений учеников на одноклассников или учителей

В начале февраля сразу в двух российских школах – в Башкирии и Красноярском крае – произошли нападения учеников на одноклассников и учителей. 3 февраля в Уфе десятиклассник открыл стрельбу из страйкбольного автомата по учителю и нескольким школьникам. Педагог получил ссадины, дети не пострадали. В этот же день в Кодинске Красноярского края 14-летняя девочка напала с ножом на одноклассницу после конфликта с преподавателем. Пострадавшей оказали медицинскую помощь и отпустили домой.

Также в выпуске: Где спрятаться от Путина. Какие страны чаще остальных выполняют российские запросы на экстрадицию несогласных. Комментирует юрист, основательница проекта "Ковчег" Анастасия Буракова. ФСБ, наука и "чувствительные темы". Почему власти ограничили свободный выезд из страны российским ученым. Комментирует Александр Сергеев, редактор издания Т-Invariant

Страх и ненависть в школе
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:53:38 0:00

По данным СМИ, за последние три месяца в Московской области, Татарстане и Санкт-Петербурге произошло как минимум три аналогичных случая. В 2025 году в России было зафиксировано 11 нападений учеников на своих одноклассников, сверстников или учителей, которые произошли в школах. Эксперты связывают всплеск подобных происшествий не только со школьным буллингом, но и с ростом государственного насилия, а также военными лозунгами, которые звучат по всей стране.

Нападения в школе
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:29 0:00

С чем связан рост насилия в российских школах, и возможно ли этому противостоять, Радио Свобода рассказала основательница программы "Травли.net" Ольга Журавская:

В любой стране, которая находится на военном положении, насилие любого уровня приобретает ещё больший характер

– К сожалению, в любой стране, которая находится на военном положении, насилие любого уровня приобретает ещё больший характер. Если страна воюет, то это невозможно не переносить в школу. Невозможно предполагать, что дети всего этого не заметят, и на них это никак не отразится. У этих детей есть родители, у многих из этих родителей есть на этот счёт свои мысли. У кого-то родителей забрали на войну, у кого-то родители погибли, а у кого-то вернулись в невменяемом состоянии с ПТСР. Конечно, дети это всё видят, чувствуют, замечают, и это стало их средой и нормой жизни. Мне сложно сказать, почему эти происшествия случились так близко по времени друг к другу, может быть, это абсолютная случайность и катастрофическое совпадение.

Уровень агрессии в обществе уже таков, что в любое время найдутся дети, которые захотят завоевать справедливость в том виде, как они её себе представляют, каким-то насильственным способом. Нужно понимать, что школьный шутинг - это верхушка пирамиды школьной травли. Шутеры стреляют из-за травли примерно в 30% случаев, у школьных шутеров есть разные идеи относительно того, почему они хотят сделать то, что они хотят сделать. Школьная травля не всегда является триггером, очень часто им становится обычный конфликт, и нужно уметь различать травлю и конфликт. Иногда это бывают ещё какие-то обстоятельства, какая-то сверхидея, которая владела ребенком. Возможно, это какая-то психиатрия. Скорее всего, это ребенок, который вовремя не получил необходимую помощь.

Ольга Журавская
Ольга Журавская

На ваш взгляд, могли ли в этих школах, где произошли инциденты, знать о назревающем конфликте и каким-то образом его предотвратить?

Технологии для распознавания буллинга есть, дело за малым: внедрять и применять их

– Проблема в том, что для того, чтобы школа эффективно работала с травлей, школе нужно этим заниматься каждый день. Для того, чтобы школа этим занималась эффективно, должно быть понимание, как именно она должна этим заниматься, какие методы эффективны при распознавании буллинга, какая существует карта помощи, если ребенка травит, и что делать родителям. Это очень важные вещи, которые школе нужно изучать до того, как произошла катастрофа.

Сотрудникам школ, которые занимаются профилактикой школьной травли круглогодично, а не от случая к случаю, проще осознать, что в классе происходит травля, и следить за такими звоночками. Тогда проще понять, что с ребёнком происходит какая-то большая проблема и ему нужна помощь. За последний год к нашему проекту присоединилось довольно много школ. То есть технологии для распознавания буллинга есть, дело за малым: внедрять и применять их.

Кибер буллинг, иллюстративное фото
Кибер буллинг, иллюстративное фото

– Что должны делать взрослые, чтобы не допустить подобных ситуаций?

Безопасность детей – это задача взрослых, и взрослые должны заниматься этим всерьёз, а не от случая к случаю

– Для того, чтобы не допускать подобных ситуаций, взрослые должны прийти в школу, где учатся их дети, и спросить, есть ли у школы антибуллинговая хартия. Есть в школе какой-то документ, в котором закреплено, что такое буллинг на территории школы, что такое школьная травля, и что делать в случае, если ребенок столкнулся со школьной травлей. Если такого положения в школе нет, даже на уровне внутреннего распоряжения, то необходимо добиться его принятия. Как это сделать, подробно рассказано на нашем портале "Гнездо".

Мы разработали антибуллинговую программу для школ. Каждая школа, каждый родитель может зайти на сайт, открыть вкладки и посмотреть, как это делается. Всё рассказывается довольно просто. Всё бесплатно, кроме буквально нескольких материалов. Так что нужно внедрять в школу антибуллинговую хартию, внедрять антибуллинговую программу, класс за классом. Не нужно ждать чудес и думать, что безопасность детей – это детская проблема, с которой они могут справиться самостоятельно. Безопасность детей – это задача взрослых. И взрослые должны заниматься этим всерьёз, а не от случая к случаю, - полагает основательница программы "Травли.net" Ольга Журавская.


XS
SM
MD
LG