Лидеры нескольких европейских стран прибыли в Киев в третью годовщину начала полномасштабной войны. А британский премьер Кир Стармер и президент Франции Эмманюэль Макрон отправились в США.
Дональд Трамп уверен, что войну удастся остановить в ближайшие дни. The Times пишет, что Макрон и Стармер будут убеждать его не вести переговоры с Россией.
По данным Bloomberg, Украина предложила в пять раз уменьшить размер спецфонда в рамках сделки о редкоземельных металлах, заключения которой добивается Трамп.
Владимир Зеленский призвал США выступить не только в роли посредника на мирных переговорах с Россией, но и партнера. Президент Украины заявил, что готов покинуть свой пост, если это понадобится для достижения мира.
А глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Россия прекратит боевые действия, когда будут достигнуты устраивающие всех договоренности.
Близок ли мир после трёх лет войны - разбираемся с обозревателем Deutsche Welle Константином Эггертом.
В третью годовщину полномасштабного российского вторжения в Украину в Киев приехали лидеры нескольких западных государств и Европейского Союза. После ухудшения отношений Украины с США Европа пообещала в марте выделить Киеву 3,5 млрд евро, а президент Владимир Зеленский заявил о готовности обменяться с Россией военнопленными по формуле "всех на всех".
О передаче финансовой помощи Украине объявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Кроме неё, в столицу Украины прибыли председатель Евросовета Антониу Кошта, премьер-министр Испании Педро Санчес, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, премьер Швеции Ульф Кристерссон, президенты Литвы и Латвии Гитанас Науседа и Эдгарс Ринкевичс, глава правительства Эстонии Кристен Михал.
В понедельник в США прибыли президент Франции Эммануэль Макрон и британский премьер Кир Стармер. По данным СМИ, они намерны намерены попытаться отговорить новую администрацию США от продолжения переговоров с Россией по урегулированию конфликта на Украине. Об этом журналистам издания The Times сообщил "осведомлённый источник", имя которого не называется.
Имеет ли смысл переубеждать Дональда Трампа не договариваться с Россией без участия Украины и Евросоюза, рассуждает политический обозреватель Deutsche Welle Константин Эггерт:
Я не очень уверен, что у Макрона и Стармера получится как-то повлиять на Трампа
-Смысл попытаться, несомненно, есть. Однако пока что у меня нет уверенности в том, что это увенчается успехом. Трамп сегодня - это не Трамп 2017-2021 года, когда его непредсказуемость играла на сто процентов против Путина. Сегодня Трамп обижен на свою собственную бюрократию и на европейцев. То, что делает сегодня американская администрация – это совершенно разрушительно и в долгосрочной перспективе бьёт по интересам самих Соединенных Штатов. Поэтому я не очень уверен, что у Макрона и Стармера получится как-то повлиять на Трампа. Другое дело, что, на мой взгляд, ситуация далеко не так хороша и для Путина.
Путин еще ничего не выиграл, потому что все ключи от решения этой ситуации по-прежнему лежат в Киеве. Согласится ли президент Зеленский на те или иные условия, которые сейчас пытаются выдвинуть Соединенные Штаты – большой вопрос. Для меня очевидно, что любые переговоры, которые будут проводиться за спиной Украины, для него неприемлемы. Зеленский - легитимно избранный президент, который прекрасно понимает, что в случае уступок Путину и Трампу общество повернется против него. По сути дела, результатом американской дипломатии станет то, что Путин получит то, что он мог бы получить и без войны. Мне кажется, что сегодня Зеленский, у которого действительно очень мало возможностей для маневра, является здесь решающей фигурой. Не для того Украина несла те жертвы, чтобы просто сдаться Путину, - полагает Константин Эггерт.
К трехлетию российского вторжения в Украину на войне погибли уже около 160–165 тысяч солдат, офицеров, контрактников, мобилизованных и других россиян. Это данные журналистов "Медузы" и "Медиазоны", которые регулярно изучают статистику и Реестр наследственных дел, где публикуется информация обо всех российских наследодателях.
О том, чего добился Владимир Путин за три года войны в Украине, и как она повлияла на российское общество, говорит обозреватель Deutsche Welle Константин Эггерт:
Путин узнал, что внутри страны ему как минимум пока ничего не грозит
-С одной стороны, Путин узнал, что, к сожалению, он может вить веревки из российского общества. Часть россиян на четвертый год полномасштабной агрессии либо успешно эмигрировала, либо ушла во внутреннюю эмиграцию и спит, либо, пусть даже пассивно, поддерживает агрессию. В этом смысле, на мой взгляд, это большой внутриполитический успех. Путин узнал, что внутри страны ему как минимум пока ничего не грозит. Российская экономика сейчас поставлена на военные рельсы. Все, что касается производства, и не только военного, отдано на аутсорсинг частному сектору. В этом смысле российское государство стало в значительной степени контролировать всю экономику России. Да, предприятия работают 24 на 7, значит, у всех, в том числе и во всяких депрессивных городах, где масса каких-то заводов, теперь есть зарплаты и деньги поступают регулярно.
Но одновременно мы видим перегрев, мы видим, что печатают деньги, потому что так не бывает, что раз в квартал на пару процентов вверх прыгают ставки по кредитам, по депозитам в Сбербанке. Посмотрите сейчас, откройте, там ставки чуть ли не 23 или даже 26 процентов. И это, конечно, нездоровая ситуация, потому что в случае окончания боевых действий выход из этого состояния будет очень тяжелым для России. Что касается внешнеполитических успехов Путина - мне кажется, что он действительно видит себя таким прирастителем российских земель. То есть ему очень важно, что он сегодня удерживает захваченные Донецкую и Луганскую области, Мариуполь, контролирует Азовское море и так далее. Это он, конечно, презентует как большой свой успех, - полагает Константин Эггерт.