20 мая истек девятимесячный срок, который был дан юридическим лицам в Украине для предоставления доказательств об отсутствии связей с Русской православной церковью. Единственной такой организацией является Украинская православная церковь Московского патриархата (она после начала войны России в Украине переименовала себя в Украинскую православную церковь, однако часто используется и старое название). После принятия соответствующего закона, приходы УПЦ могли принять решение о переходе в Православную церковь Украины, не имеющей связи с Москвой. Сколько из них уже приняли такое решение и как в будущем УПЦ будет работать в Украине?
Девятимесячный срок для предоставления доказательств об отсутствии у Украинской православной церкви связей с РПЦ был определен законом "О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций", принятым Верховной Радой Украины в августе прошлого года.
Накануне истечения срока, определенного в законе, глава МИД РФ Сергей Лавров упомянул вопросы церкви в контексте мирного урегулирования в Украине. "Путин по итогам переговоров с Трампом подтвердил нацеленность РФ на мирное урегулирование конфликта в Украине. Россия не оставит православных людей Украины в беде и будет бороться за восстановление прав православной церкви", – заявил Лавров. Эти слова главы российского МИД являются еще одним доказательством того, что Украинская православная церковь связана с Москвой. Но есть и другие доказательства. Например, поминание во время службы в некоторых украинских церквях УПЦ патриарха Московского Кирилла, который поддержал агрессию в отношении Украины. В украинском обществе вызвали гневную реакцию и сообщения об отказе священника Московского патриархата отслужить панихиду по погибшему защитнику Украины, а также то, что иерархи церкви избегают внятного ответа о войне в Украине. После начала российской агрессии также были случаи, когда священники УПЦ МП передавали информацию о расположении украинских войск в Россию.
Все это является источником протестных акций несогласных со связью действующей в Украине православной церкви со страной, начавшей войну. Один из последних таких протестов – против связи УПЦ с Русской православной церковью вопреки продолжающейся агрессии России в Украине – состоялся 21 мая. Люди вышли к Свято-Николаевскому собору в городе Хмельницком, принадлежащему местной епархии УПЦ МП. Перед храмом собрались около 200 человек, среди них были ветераны, действующие военнослужащие, родные погибших военных, сообщило издание "Украинская правда", опубликовавшее фотографии акции протеста. К церкви приехали городские мусоровозы и машины ассенизаторов, заблокировавшие въезд. 22 мая в Хмельницкий должен был приехать предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий, чтобы принять участие в освящении собора, однако это мероприятие из-за протестов отложили.
Почти две тысячи приходов ушли из-под Москвы
Согласно принятому в Украине закону, деятельность религиозных организаций, аффилированных с Русской православной церковью, не допускается. Такие организации должны прекратить свою деятельность в установленном законодательством порядке. Русская православная церковь не может быть собственником или участником частных компаний, зарегистрированных в Украине. Отдельными юридическими лицами, согласно закону, являются организации, связанные с деятельностью митрополитов, епископов, а также религиозные приходы или общины. Также предусматривается запрет на пропаганду идеологии "русского мира", в частности, запрещено использование религиозных организаций для распространения этой идеологии.
Как рассказал в интервью Радио Свобода глава Государственной службы по этнополитике и свободе совести Виктор Еленский, к настоящему времени в Украине (в том числе и на временно оккупированных Россией территориях) остается более 10 тысяч приходов УПЦ МП. На подконтрольной правительству в Киеве территории Украины их насчитывается около 8 тысяч, почти столько же, сколько общин Православной церкви Украины (ПЦУ).
"Больше всего религиозных общин ушли из УПЦ МП и перешли в ПЦУ в Волынской области, Киеве, Хмельницком, – рассказывает Виктор Еленский. – Сложная ситуация – в Днепропетровской области, где переходов в ПЦУ мало, а также в Одессе, Донецке, Херсоне. Но оно и понятно, потому что там, где идут активные боевые действия, нет времени на перерегистрацию. Всего с момента получения томоса (предоставление автокефалии Православной церкви Украины в 2019 году – Прим.РС) в ПЦУ перешли более 1900 общин".
На территории Львовской и Ивано-Франковской областей не осталось ни одного прихода, который подчинялся бы Московскому патриархату. Процесс перехода общин из УПЦ в ПЦУ активно проходил с начала войны России в Украине. При этом, например, в Тернопольской области, где находится Почаевская лавра УПЦ МП, ни одна религиозная община не перешла в ПЦУ. Как сообщили в областной военной администрации, 90% приходов в Тернопольской области связаны с одним из местных депутатов.
Религиовед Анатолий Бабинский говорит, что предусмотренный законом срок добровольного перехода в ПЦУ религиозных общин, связанных с деятельностью РПЦ, не был действенным и эффективным.
"Шок, который был в начале полномасштабного вторжения [России в Украину] прошел. Этот шок уже не ощущают даже многие верующие УПЦ МП в Украине, потому что большинство переходов в ПЦУ было в первые месяцы войны, а потом все прекратилось, – говорит Бабинский. – В частности, в связи с тем, что внутри этой церкви, которая, дескать, не принадлежит Московскому патриархату, развернута активная информационная кампания (27 мая 2022 года состоялся Собор УПЦ МП, на котором была провозглашена независимость от РПЦ – Прим.РС). Что касается законодательных инициатив, то была очень серьезная международная информационная кампания о законе, принятом 20 августа 2024 года. И была негативная реакция со стороны международных организаций, правительств, даже некоторых стран".
По словам религиоведа, руководство УПЦ решило ничего не делать и понадеялось на международную реакцию, критическую реакцию на закон: "Просто решили переждать, что каким-то образом удастся сохранить структуру в том виде, в котором она существует. Возможно, путем переговоров между Украиной, Россией и США, чтобы церковь существовала дальше. Для этого они могут скрывать [связи с РПЦ], не высвечивать их, даже заявлять, что они никак не подчиняются патриарху Кириллу. Даже кто-то из архиереев может критиковать при этом действия патриарха и российских властей", – говорит Анатолий Бабинский.
УПЦ в принципе может менять приходские уставы и убирать из них любые упоминания о Московском патриархате для того, чтобы показать, что церковь подчиняется закону. Но это не означает, что поменяется структура или принципы, сформированные до начала полномасштабной войны и принятия нового закона, требующего разорвать связи с РПЦ.
Действия государства
Сразу после принятия закона митрополит УПЦ Климент (Вечеря) опроверг информацию о связях церкви с Москвой. "Этот закон касается религиозных организаций, которые аффилированы с зарубежными центрами. А Украинская православная церковь, в соответствии со всеми документами, которые легитимны в Украине, не аффилирована ни с каким зарубежным центром", – заявил он журналистам.
Религиоведческая экспертиза устава УПЦ показала наличие церковно-канонической связи с Русской православной церковью. Об этом сообщали в Государственной службе Украины по этнополитике и свободе совести еще в 2023 году. В УПЦ эту экспертизу назвали "незаконной".
Однако с начала полномасштабного вторжения России в Украину, по данным СБУ, открыты уголовные производства в отношении более 100 священнослужителей Украинской православной церкви. 6 мая Служба безопасности Украины сообщила о задержании трех клириков УПЦ, которые прославляли Россию, ждали оккупации Киевской и Черкасской областей и оправдывали вооруженную агрессию России против Украины.
С осени 2022 года СБУ во время обысков в организациях УПЦ МП обнаружила большое количество антиукраинских материалов, а также документов, подтверждающих наличие российского гражданства у руководства епархиальных структур.
После 20 мая, когда закончится переходный период, который был дан на разрыв связей с РПЦ, государственные службы смогут вмешиваться в происходящее. С 20 мая вступает в силу статья Кодекса об административных правонарушениях, позволяющая Государственной службе Украины по этнополитике и свободе совести подать в суд на организацию, которая не выполнила предписание службы, говорит глава ведомства Виктор Еленский.
Речь может идти о совместных с РПЦ синодальных комиссиях, о межсоборном присутствии... если такие связи не прервутся, то государственное ведомство будет иметь право подать в суд иск
"9 мая кабинет министров принял два постановления, одно из которых определяет порядок проведения расследования на предмет афилиации (наличие связи – Прим.РС) религиозной организации с запрещенной в Украине религиозной организацией, то есть с Русской православной церковью. В этом постановлении, во исполнение закона, описывается как нужно проводить такое расследование. Через несколько дней Государственная служба по этнополитике и свободе совести приняла решение о создании исследовательской группы для проверки принадлежности или ее отсутствия, – поясняет Еленский. – 20 мая группа начнет свою работу по Киевской епархии УПЦ и Русской православной церкви: связаны ли они, аффилирована ли УПЦ с запрещенной в Украине религиозной организацией, то есть РПЦ. Это расследование не будет долгим, потому что закон достаточно четко определяет, что такое аффилированность. Есть семь признаков, по которым будет определяться эта связь". По словам Виктора Еленского, если связь УПЦ и РПЦ установят, то сначала будет вынесено предупреждение с просьбой устранить недостатки. На это отведен максимальный срок 60 дней. Еленский говорит, что речь может идти о совместных с РПЦ синодальных комиссиях, о межсоборном присутствии и так далее. Если такие связи не прервутся, то государственное ведомство будет иметь право подать в суд иск с просьбой о ликвидации такой организации.
Процедуру верификации может инициировать не только Государственная служба по этнополитике и свободе, но и органы власти, общественные организации или граждане. Во время проведения экспертизы у государственного ведомства есть право воспользоваться выводами религиоведов, пользоваться открытыми источниками, проводить опросы представителей религиозных организаций, что позволит широко изучить вопрос вовлечения украинской религиозной общины в деятельность РПЦ.
При этом уже сейчас можно прогнозировать, что УПЦ будет игнорировать распоряжения государственной службы и искать защиты в судах.
"Не случится так, что 20 мая не будет ни одной религиозной общины УПЦ. Более того, в некоторых регионах Украины кроме них практически никого нет, – говорит Виктор Еленский. – Но важно подчеркнуть, что во время войны ограничиваются права и свободы, но не право на свободу совести. Если есть ограничения, то они должны преследовать законную цель, а этот закон преследует законную цель, потому что он направлен на то, чтобы лишить влияния участвующую в войне, причем напрямую, организацию. По словам главы Государственной службы Украины по этнополитике и свободе, все должны решить суды, как это происходит в демократических обществах, а "ограничения не должны ложиться бременем на совесть верующих". Еленский также отметил, что послушное отношение к Московскому патриархату не является частью православного вероучения.
Глава ведомства при этом ожидает, что впереди – затяжная судебная тяжба, так как, по его словам, представители церкви будут использовать суд как инструмент информационной войны. Он приводит пример этому: "Когда в Вашингтоне был молитвенный завтрак во время "Форума религиозной свободы", то было объявлено о прибытии человека из Украины. Он был нанят Вадимом Новинским (бывший депутат Верховной Рады, российский бизнесмен и клирик УПЦ МП, который подозревается в государственной измене – Прим.РС)".
16 мая адвокат Роберт Амстердам, представляющий интересы УПЦ, в очередной раз раскритиковал действия украинских властей. "Если они продолжат свою безосновательную кампанию, мы будем использовать все доступные средства, чтобы поднять этот вопрос перед заинтересованными сторонами, которые привержены свободе вероисповедания и верховенству закона", – написал он в соцсети X. Амстердам при этом дал интервью Такеру Карлсону – вслед за Владимиром Путиным (Владимир Зеленский от интервью Карлсону отказался), в котором он прямо раскритиковал Виктора Еленского, заявив, что "его главная цель – уничтожить церковь".
Потеряно ли время?
На протяжении первых месяцев после начала полномасштабной войны России в Украине люди были чувствительными к религиозным организациям. Это было лучшее время для того, чтобы уменьшить влияние Русской православной церкви и идеологии "русского мира", подчеркивает религиовед Анатолий Бабинский.
Принуждение к переписыванию уставов, выбрасывание из текстов отсылок к Московскому патриархату не изменит атмосферу внутри УПЦ МП
"Принуждение к переписыванию уставов, выбрасывание из текстов отсылок к Московскому патриархату не изменит атмосферу внутри УПЦ МП, где годами взращивается антиукраинство, легкомысленное восприятие государства, в котором живут эти люди, представления о триединой Святой Руси. Принятие одного закона о запрете не может это мгновенно изменить. В характере этой церкви все это будет сохраняться", - считает Бабинский.
По его мнению, в начале войны УПЦ как будто боялись трогать, чтобы не создавать раскол и напряженность внутри государства, но когда решили взяться за деятельность этой церкви – было уже поздно: "Все мы понимаем, что Русская церковь используется как агентурная сеть, и не только в Украине. Мы знаем из истории как Русская православная церковь использовалась КГБ. И обыски во время войны в УПЦ это только подтвердили". По мнению религиоведа, "если бы такой закон о запрете деятельности был принят в первые недели или месяцы после вторжения, то у нас было бы гораздо больше фактов и больше аргументов для международного сообщества, которое критически относится к закону". Анатолий Бабинский говорит, что если позволить УПЦ МП не менять структуру и дух организации, то после войны ситуация будет ухудшаться.
"Эти вещи сейчас утихли, но со временем они снова будут звучать все громче: будут звучать голоса о примирении, о том, что мы все "братья", даже не будут говорить об убийстве Каина и Авеля. Мы должны понимать, что так и будет… Поэтому нужно провести информационную кампанию, которая бы объясняла уникальность украинского православия, что оно не равно православию русскому", – считает Бабинский.
Сейчас УПЦ выбрала путь маргинализации в Украине, изолировав себя от важных процессов, происходящих в государстве и обществе. Эксперты называют это выжиданием.