Госдума в третьем чтении запретила "пропаганду чайлдфри". За такую поправку в законы о пропаганде педофилии, ЛГБТ и смены пола проголосовали все депутаты. Теперь они обсуждают, что именно будет информацией, которая "делает привлекательной идею сознательного отказа от деторождения". За упоминание таких идей в соцсетях и рекламе Дума ввела штраф от 400 тысяч до 5 миллионов рублей. Единственный вид чайлдфри, который не запрещён, – монашество и целибат. Ещё в сентябре The Insider цитировал юриста Максима Оленичева, который считает, что этот закон косвенно запрещает рекламу контрацептивов и любые упоминания абортов.
РБК пишет, что чиновники подготовили для Путина демографическую стратегию "семейноцентризма". Судя по документу, к 2036 году "положительные репродуктивные установки", жесткий контроль за алиментами и награды для бабушек "сохранят население России".
К чему приведёт запрет "пропаганды чайлдфри" в России? Почему подобные законы не спасают демографию? Отвечаем на эти вопросы с социологом Дмитрием Дубровским и гражданской активисткой Ледой Гариной.
Традиционные ценности – крайне яркий маркер в любом российском законопроекте, добавляющий ему веса при рассмотрении в Госдуме. Инициативу о запрете "пропаганды чайлдфри" парламентарии поддержали единогласно. Ещё бы, с таким-то напутственным словом от спикера Госдумы!
Ссылке на культурное наследие недружественной страны вняли единогласно. Хотя вполне адекватные вопросы – теперь уже со ссылкой на эффект Стрейзанд – звучали при обсуждении.
Никто не собирается нарушать право выбора женщин, уверяет глава Совфеда Валентина Матвиенко, но добавляет: движение чайлдфри – это зарубежный, враждебный проект. То же самое чиновники говорили, когда обнаружили несуществующее "движение ЛГБТК": это якобы никак не касается прав рядовых ЛГБТК-персон, просто не надо быть в движении и пропагандировать.
Единственный вид чайлдфри, который не запрещён, – монашество и целибат
Формулировки законопроекта, как и положено новой репрессивной мере, размыты, на усмотрение исполнителя, в них путаются даже сами авторы. Что же считать "пропагандой чайлдфри"? Мемы? Контрацептивы? Рассказы молодых мам? Попадет ли под запрет чайлдфри поддержка российской агрессии против Украины? Ведь война как минимум физически разделяет семьи и выкашивает население репродуктивного возраста, что априори ставит крест на их возможности завести детей.
В первые шесть месяцев 2024 года в России зафиксировали самый низкий уровень рождаемости за последние 25 лет, жаловался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, ссылаясь на официальные данные. В 2022 году чуть меньше 2,5% женщин и 3,5% мужчин заявили, что не желают иметь детей. Более 45% хотят иметь двоих детей, но им не хватает денег. Эти данные Росстата приводит проект "Если быть точным". Числа, прозвучавшие в Госдуме, отличались очень сильно. Еще там же прозвучал новый термин – "многовнуковые бабушки".
Ещё на стадии законопроекта инициативу о запрете так называемой "пропаганды чайлдфри" критиковали за размытость формулировок, а объемы штрафов дают основания условно вписать его в группу репрессивных. Гражданская активистка Леда Гарина – о том, в чём заключается ключевая угроза этого закона.
– Для граждан России остается все меньше возможностей делать хоть что-то. Раньше можно было отсидеться и быть вне политики, а сейчас уже и это право частной жизни уничтожается. Нам говорят: даже твое тело должно принадлежать государству и выполнять те функции, которых государство от тебя ждет! Соответственно, когда ты планируешь будущее, ты уже больше не планируешь ничего. Ведь при таком законодательстве очень сложно позволить себе какие-то отклонения от курса, потому что тебе могут инкриминировать что угодно.
– Вы верите в декларируемое чиновниками невмешательство в личную жизнь женщин?
Нам говорят: даже твое тело должно принадлежать государству!
– Невмешательство куда-либо и вообще любые декларации российских властей нужно делить на ноль, потому что это не значит ровно ничего. Нужно смотреть на то, что они делают, а не на то, что они говорят по этому поводу. А все, что они делают, очень и очень страшно. Они говорят, что чайлдфри – влияние Запада. Это откровенная ложь! Если коэффициент рождаемости в развитых европейских странах выше, чем в России, как это может быть веянием Запада?
Отрицательный рост рождаемости на третий год войны связан не с так называемой "пропагандой чайлдфри", а с войной, которую ведет Россия в Украине, – уверен социолог Дмитрий Дубровский.
– Люди видят, что происходит кругом, им самим не очень уютно, даже тем, кто никак не относится к войне. Тем не менее очевидно, что рожать для такой страны тоже никакого желания нет. Госпожа Матвиенко впрямую высказывается о том, что сейчас не старые времена, мы все должны государству, должны думать о стране, а себе ничего позволить не можем.
Другое дело, что этот закон сам по себе не столь вреден. Есть такие законы, которые принимаются скорее как декларация. Я бы обратил внимание на другое: фактически начинается сворачивание абортов, в регионах все больше и больше начинают принимать законопроекты, которые ограничивают аборты, – отмечает Дмитрий Дубровский.
Власти Кировской области уже разработали законопроект, запрещающий медикаментозные аборты в частных клиниках.
Вот как оценивает происходящее гражданская активистка Леда Гарина.
Формулировки размыты, в них путаются даже сами авторы закона
– Я это описываю как ультраправый дискурс, который свойственен людям маргинального мышления. Это то, что легко продать бедным людям как какую-то простую штуку: "Давайте нас будет больше". Но для того чтобы у нас поднялась рождаемость во столько раз, во сколько хочет государство, нам нужно полностью разрушить экономику. С одной стороны, у нас рождаемость ниже, потому что бедность, а с другой стороны – потому что не нужно столько людей для производства. Мы можем нормально вырастить и адаптировать одного ребенка, этот ребенок не умрет от чахотки и чумы. Но если сделать так, что мы все снова будем умирать от чахотки и чумы, оставлять детей в канавах, в поле, вся контрацепция исчезнет, рожать будут больше. Правда, не факт, что от этого увеличится количество, потому что одновременно увеличится смертность.
Может быть, не все знают, в чем разница между медикаментозным и хирургическим абортом. Медикаментозный аборт – это одна из самых безопасных в мире операций, когда женщине на раннем сроке дают таблетку. А в государственных клиниках делают достаточно травматичеый хирургический аборт, что гораздо сильнее травмирует женщину.
Как может дальше развиваться ситуация с ограничениями и запретами в этой области? Размышляет социолог Дмитрий Дубровский.
– Когда начинался закон о запрете пропаганды ЛГБТ, все это представлялось как инициатива с мест. У меня есть неприятное ощущение, что таким образом готовят к голосованию депутатов уже на другом уровне. В регионах опробовано, показало себя хорошо – давайте теперь немедленно реализовывать это в реальной жизни. Это же достаточно серьезный шаг, серьезная проблема, женщины могут возмутиться: это их касается напрямую! Для того чтобы усилить позиции, я думаю, власть попытается это представить как народную инициативу с мест, поддержанную региональными парламентами, – предполагает Дмитрий Дубровский.
12 ноября несколько фемактивисток вышли на акцию к зданию Госдумы в Москве, протестуя против закона о запрете "пропаганды чайлдфри". Они были в красной одежде и белых головных уборах – это отсылка к книге канадской писательницы Маргарет Этвуд "Рассказ служанки" и к одноименному сериалу. На следующий день к одной из протестовавших, правозащитнице Татьяне Сухаревой, пришла домой полиция, сообщает "Настоящее Время".