За три с лишним года войны России против Украины мир, казалось, привык к непрерывной череде ужасных новостей, касающихся жертв украинской трагедии. Но судьба 27-летней украинской журналистки Виктории Рощиной, погибшей в российском плену, оказалась настолько трагической, что вызвала шок и волну эмоциональных откликов, выплеснувшихся в социальные сети.
Летом 2023 года Виктория Рощина поехала на оккупированные Россией территории, чтобы найти места, где держат похищенных украинцев, и пропала сама. Спустя полтора года ее тело вернули со следами пыток. Об этом говорится в расследовании, проведенном двенадцатью СМИ из шести стран во главе с французским консорциумом журналистов Forbidden Stories. Собранные данные объединены в общий проект "Victoria Project". В расследовании участвовали, в частности, издания "Украинская правда" и "Важные истории".
Как выяснили журналисты, морг в Виннице получил пакет с надписью "неопознанный мужчина". В нем лежало тело женщины "в состоянии глубокой заморозки" и крайнего истощения, на голени была бирка "7390 Рощина В. В.". Экспертиза показала совпадение с ДНК родителей Рощиной.
Из-за состояния тела экспертам не удалось установить непосредственную причину смерти Виктории Рощиной. На теле отсутствовали глазные яблоки, мозг, часть гортани, а подъязычная кость была сломана. Представитель офиса генпрокурора Украины Юрий Белоусов рассказал "Важным историям", что судмедэксперты выявили на теле "многочисленные признаки пыток и жестокого обращения: ссадины и кровоизлияния на разных частях тела, сломанное ребро, повреждение шеи и возможные следы от применения электротока на стопах".
Со слов сокамерниц Рощиной известно, что она была задержана в Энергодаре, а затем переведена в Мелитополь, где четыре месяца подвергалась пыткам. В СИЗО-2 города Таганрог она была этапирована уже в критическом состоянии. Летом 2024 года Рощину забрали в больницу на носилках. Получила ли она там лечение, неизвестно, после больницы ее перевели в отдельную камеру. Последний раз журналистку видели живой 8 сентября 2024 года, тогда её вывели из камеры в неизвестном направлении.
Виктория Рощина общалась с отцом по телефону в августе 2024 года и говорила, что в сентябре будет дома. По данным военной разведки Украины, Рощина была в списках на обмен. Но в сентябрьском обмене пленными она не участвовала.
Министерство обороны России утверждает, что Виктория Рощина умерла 19 сентября 2024 года. По факту гибели Рощиной генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело по статьям "нарушение законов и обычаев войны" и "умышленное убийство".
Тело Виктории вернули без мозга, глаз, гортани. Сломано ребро, на ступнях — следы электротока. Палачи, горите в аду
"Папа, мама, я вас люблю! Готовьтесь встречать. Мне пообещали, что в сентябре буду дома", – так сказала родителям Виктория Рощина, украинская журналистка, оказавшаяся в российском плену. Это был их единственный телефонный разговор за год плена.
Викторию вернули еще через полгода, мертвую, со следами жестоких пыток, с изъятыми органами.
Она не была военнослужащей, ни в кого не стреляла, она была журналисткой, которая делала свою работу.
Ей было 27 лет.
Писать о таком невозможно, я собиралась с силами три дня. Но молчать об этом нельзя. Молчание – это соучастие.
Журналисты 12-ти СМИ из шести стран объединились, чтобы выяснить, как погибла Виктория Рощина. Параллельно авторы расследования обнаружили, что в России и на оккупированных ею территориях действует как минимум 29 тюрем, где содержатся и подвергаются систематическим пыткам ТЫСЯЧИ похищенных мирных граждан Украины и военнопленных. Каждый день, вот уже четвертый год этой проклятой войны.
Читая Владимира Сорокина, "День опричника" или "Сахарный Кремль", я думала: ну антиутопия, зашкаливающий градус жестокости ( от которого подташнивало и мутило даже при чтении)- всего лишь прием, литературная игра на костях Ивана Грозного.
И вот…
Господи, какое душегубство!…
Темное, сатанинское, умонепостижимое.
Здесь и сейчас.
Ужас ещё в том, что все это делает моя проклятая "с чего начинается родина"…
У меня больше нет в лексике выражения: "как он/она/они могли ТАК поступить".
После всего, что мы узнали о способности людей* за последние три года, это выражение потеряло смысл, потому что МОГУТ ВСЁ и такое, что невозможно представить.
Виктория Рощина перед смертью весила 30 кг.
Ее пытали в российской тюрьме и в Украину она была доставлена без глаз, без внутренних органов и без части мозга.
Даже в том случае, если мои когда-то близкие друзья и придут в себя, я не смогу их простить. Между нами всегда будет стоять Виктория с выколотыми глазами и конечно не она одна.
Но это про меня.
А украинцы – меня, нас, вас.
Пишу, чтобы быть вместе с вами в этот очередной момент невыносимости знаний.
* терминология, которая относится к внешнему виду, а не к сути
Некоторые комментаторы считают, что гибель украинской журналистки олицетворяет цели российской агрессии против ее страны и указывают на то, что подобные действия ничуть не отличаются от жестокости террористов.
Нередко, особенно от последователей Трампа, можно услышать: "Да что Украина упёрлась в эти территории! Хватит сопротивляться. Это бесполезно. Пусть соглашается уже с предложениями американского миротворца".
Повторял и ещё раз повторю. Для Украины оккупированные земли – это далеко не только территории.
Это, прежде всего, ЛЮДИ. Да, и земли. Но больше – люди.
Я вспомнила Шири Бибас.
Я не знаю, как ещё должны срифмоваться Россия и хамас, чтобы уже все наконец поняли.
Виктория Рощина была похищена в 26 лет, провела в плену больше года и была замучена до смерти русскими террористами. Еще полгода они удерживали в заложниках ее тело.
В Z-среде Рощину давно записали в "украинские шпионки" и разразились довольно циничными комментариями на этот счет еще осенью, когда стало известно о гибели журналистки. Антивоенные же блогеры обращают внимание на то, что честное исполнение журналистских обязанностей становится смертельно опасным, если такой журналист оказывается в зоне досягаемости силовых структур нынешней России.
Тут нечего комментировать. Ублюдки конченые. Гестапо отдыхает. Одно можно сказать – нам даже не представить, какие кипят котлы кипучие этой ненависти и лютого садизма, которые сейчас опрокинулись на эту молодую храбрую женщину, просто выполнявшую свою журналистскую работу. И которые готовы опрокинуться на любого, кто скажет хоть слово поперек, хоть как-то заденет интересы этой бандитской власти.
Все правильно: давайте ловить Тихона Дзядко (главный редактор телеканала Дождь, объявлен в розыск МВД России – РС), а не убийц украинской журналистки Виктории Рощиной.
Давайте ловить журналистов и убивать их. Так оно государственнее, мля.
Слава России, ага. Она самая, в полный рост сегодня.
В своем расследовании обстоятельств гибели Виктории Рощиной "Важные истории" напоминают: "В России и на оккупированных территориях Украины действует как минимум 29 официальных учреждений ФСИН, где систематически пытают похищенных мирных украинцев и военнопленных. Там без обвинений содержат несколько тысяч мирных граждан Украины
По словам украинского омбудсмена Дмитрия Лубинца, число похищенных гражданских украинцев может достигать 16 тысяч. Столько человек Украина считает «пропавшими по особым обстоятельствам». Точно известно о нахождении 1800 человек в российском плену, это подтвердил Международный Красный Крест".