Ссылки для упрощенного доступа

"Октябрь побьет все рекорды". Демограф – о смертности в России


В октябре этого года несколько раз обновлялся суточный максимум смертей в связи с коронавирусом с начала пандемии. По данным оперативного штаба, в течение нескольких дней месяца за сутки умирало более тысячи людей. Данные Росстата о смертности значительно выше – в августе умерли 49 389 человек, которые на момент смерти болели коронавирусом. По прогнозам демографа Алексея Ракши, в октябре число избыточных смертей достигнет 96–97 тысяч, а в ноябре – 120–140 тысяч.

На утро 28 октября в России вновь обновился суточный максимум количества заражений COVID-19 с начала пандемии – 40 096 новых случаев. Как сообщает оперштаб, 1159 пациентов с коронавирусной инфекцией умерли. По подсчетам демографа Алексея Ракши, за прошлую неделю число избыточных смертей составило примерно 3750 в сутки, и уже нет никакого шанса, что по итогам года общее число смертей окажется ниже 2,4 миллиона.

– У нас есть два источника официальной статистики заболеваемости и смертности – это оперштаб и Росстат, который публикует данные об избыточной смертности. На ваш взгляд, можем ли мы доверять этим данным?

Росстат публикует общую смертность, из которой можно посчитать избыточную

– Оперштабу не доверять категорически и забыть о его существовании одновременно со "Стопкоронавирусом" и Роспотребнадзором. Росстату можно доверять в плане общей смертности – он считает разницу между прошлым годом и нынешним. Но сейчас избыточная смертность уже должна считаться не относительно прошлого года, а относительно 2019-го, а еще лучше – относительно среднего варианта прогноза Росстата, разбитого на месяцы, поэтому это дело независимых исследователей, а не Росстата. Росстат публикует общую смертность, из которой можно посчитать избыточную.

– Вы прогнозируете избыточную смертность на октябрь – 96–97 тысяч человек, в ноябре – от 120 до 140 тысяч. Как получились эти цифры?

Алексей Ракша
Алексей Ракша

– За август Росстат отчитался о том, что умерло 208 237 человек. В августе прошлого года умерло 162 тысячи, а в позапрошлом году – 144 тысячи. Доковидный прогноз на этот год был – 143 тысячи умерших в августе. 208 минус 143 получается – 65 тысяч – избыточная смертность за август.

За сентябрь ожидается, что будет 203 тысячи смертей. Есть данные по 43 субъектам о числе смертей, и исходя из них получается, что будет 206 тысяч, но есть информация, что выгрузка из ЕГР ЗАГС показывает 203 тысячи. Получается, что в сентябре избыточная смертность будет 62 тысячи, потому что прогноз на сентябрь – 141 тысяча, если бы не было ковида.

За октябрь есть данные только за первые недели месяца, и за прошлую неделю уже количество избыточных смертей было в среднем 3750 в сутки, и это превышение над нормой, норма – 148,5 тысячи смертей за месяц. С каждой неделей в октябре избыточная смертность увеличивается. В экстраполяции на весь месяц она дает избыточную смертность около 96,5 тысячи. То есть всего около 245 тысяч умрет, если тенденция сохранится.

– Можем ли мы связывать эту избыточную смертность непременно с ковидом, или есть еще какие-то факторы, которые на это влияют?

– Мы можем всю избыточную смертность связать с пандемией. А если вы имеете в виду непосредственно заражение ковидом и смерть из-за этого, то львиную долю избыточной смертности можно записать на эту ситуацию, не менее 85–90%. Потому что по странам, где статистика честная, достоверная и подробная, мы видим, что число смертей от всех других причин мало изменилось, особенно по сравнению с огромным приростом числа смертей, как общим, так и от ковида.

Все остальное можно практически полностью записать на ковид

По России мы видим, что за прошлый год сильно выросла смертность только от тех болезней, на которые ковид непосредственно влияет, то есть сердечно-сосудистые заболевания, диабет, болезни нервной системы, естественно, пневмония и болезни дыхательной системы, старость как причина смерти и неизвестные причины смерти. Число умерших от остальных причин смерти либо не выросло, либо выросло незначительно. Смертность из-за отравлений алкоголем и прочих алкогольных продуктов выросла на несколько тысяч, от наркотиков – тоже на несколько тысяч, но в сумме это меньше десяти тысяч. А всего избыточных смертей за прошлый год – 350–360 тысяч. Поэтому все остальное можно практически полностью записать на ковид, тем более что смертность из-за гриппа, например, снизилась.

– Разбиты ли данные по возрастным группам? Можно ли посмотреть, люди какого возраста больше всего умирают?

– Данные о смертях, в том числе по причинам смерти, за 2020 год есть по возрасту. Я анализировал эти данные и увидел, что самый большой процент прироста смертности (на 20% и более) был у мужчин старше 70 лет, а у женщин – с 50–60 до 80 лет. Можно предположить, что в этом году ситуация будет похожей. Избыточная смертность концентрируется в старших возрастах, но у женщин еще и в средних возрастах.

– Вы рассказывали в интервью СМИ, что используете для анализа заболеваемости и избыточной смертности данные с Yandex DataLens, то есть данные о частоте конкретных запросов в поисковике. Можете ли вы рассказать, как именно это работает и какие маркеры вы используете для анализа?

По всем этим метрикам существуют проценты прироста в неделю, и мы понимаем примерно, как развивается пандемия

– Я считаю, что изучать это гораздо полезнее, чем статистику "Стопкоронавируса", Роспотребнадзора и Оперштаба. Я слежу за пятью видами запросов, статистика которых там выложена, и складываю первые три из них, основные, которые связаны с избыточной смертностью. Еще два вспомогательных, из которых четвертый связан с общей смертностью. Первый – это "лечение коронавируса", второй – "пульсоксиметр, сатурация", третий – "пропало обоняние", четвертый – это "вызвать скорую", и пятый запрос – "что делать, если не едет скорая". По всем этим метрикам существуют проценты прироста в неделю, и мы понимаем примерно, как развивается пандемия. Как это связать с избыточной смертностью? Высчитывается изменение доли запросов за последние две-четыре недели и умножается на избыточную смертность за последнюю полную неделю. Таким образом идет прогноз избыточной смертности.

– Можно ли сказать, насколько за последний месяц выросло количество подобных запросов в разных регионах?

– Я использую скользящую среднюю за неделю, давайте сравним данные с 24 сентября по 24 октября включительно. В целом по стране прирост суммы трех главных запросов, которые включают в себя "лечение коронавируса", "пульсоксиметр и сатурация" и "пропало обоняние", за месяц – плюс 85 процентов. По "лечению коронавируса" прирост – 97 процентов. По "пульсоксиметр, сатурация" прирост – 120 процентов, то есть в 2,2 раза. По "пропало обоняние" прирост – 30 процентов. По "вызвать скорую" еще меньше будет прирост, но он отражает не избыточную смертность, а общую, – 8 процентов. И по "что делать, если не едет скорая" – это самый редкий запрос, и прирост там плюс 25%.

– Про "потерю обоняния" небольшой прирост запросов, возможно, связан с тем, что вирус меняется, и потеря обоняния не так часто происходит теперь.

Эти маркеры выбирает сам "Яндекс", и их прелесть в том, что есть ежедневная статистика

– Если мы говорим о приросте за последний месяц, то дело не в этом: как у нас был штамм "дельта" безусловно доминирующим еще с июня, так и остался, поэтому и доля теряющих обоняние при заражении не должна была измениться осенью. Скорее это, возможно, связано с тем, что люди в ходе очередной волны узнают, почему пропадает обоняние. А если сравнивать с прошлой осенью, то этот запрос в нынешнем году встречается реже примерно вдвое, чем в прошлом, а смертей больше. Поэтому он уже не такой релевантный. В прошлом году я пользовался только им. А теперь приходится пользоваться уже пятью.

Эти маркеры выбирает сам "Яндекс", и их прелесть в том, что есть ежедневная статистика. А если человек сам хочет выбрать, данные по какому запросу искать, есть Yandex Wordstat. Там человек может ввести любой маркер и посмотреть его динамику, но только по месяцам и по неделям, не по суткам.

– В каких регионах России сейчас ситуация со смертностью обстоит хуже всего?

В целом плохая ситуация по смертности в Черноземье, в Поволжье и в Южном округе

– Уже есть данные за сентябрь по 43 регионам. Это половина регионов, и среди них чемпионы – Оренбургская область, Ингушетия, Астраханская область, Краснодарский край. Отсутствуют данные еще по очень многим регионам: их нет по Ульяновской, Воронежской, Белгородской, Липецкой областям, потому что ЗАГСы этих регионов не выкладывают статистику. Поэтому этот список, конечно же, далеко не полный. Но в целом плохая ситуация по смертности в Черноземье, в Поволжье и в Южном округе. Во многих этих регионах сейчас количество запросов пошло вниз или перестало расти, то есть в наиболее пострадавших регионах, как правило, уже идет снижение заболеваемости. Быстрее всего доля трех основных запросов снижается в Башкортостане. А Сибирь, которая пока что имеет заболеваемость ниже среднероссийской, сейчас догоняет среднероссийский уровень, темпы роста там выше. То же самое можно сказать про оба столичных региона: Москву и Санкт-Петербург с областями.

– Могут ли данные переписи населения как-то прояснить ситуацию с убылью населения, возможно, показать какие-то более четкие цифры, чем нам дают официальные власти?

– Перепись здесь совершенно ничего не изменит. Если перепись обнаружит населения больше или меньше, вся разница будет списана на миграцию, как это всегда бывает. С помощью переписи невозможно обнаружить больше или меньше смертей или рождений, к тому же рождения и смерти в России учитываются почти на сто процентов.

– Как сегодняшняя ситуация с большим количеством умирающих людей повлияет в ближайшие годы на демографическую ситуацию в России?

– Почти никак не повлияет. Потому что люди, которые умерли, больше на демографическую ситуацию не влияют никак. Демография заканчивается, когда человек умирает, его смерть анализируется, и дальнейшего его влияния на демографию нет. Единственное, если ковид будет чудесным образом побежден, а его последствия для здоровья будут массово купированы, можно будет ожидать пониженной смертности на протяжении нескольких лет после этого. Но пока что предпосылок к этому в России не видно. В других странах это может происходить.

Похороны человека, умершего из-за коронавирусной инфекции. Санкт-Петербург, 25 мая 2020
Похороны человека, умершего из-за коронавирусной инфекции. Санкт-Петербург, 25 мая 2020

– А можно сравнить ситуацию со смертностью в России с другими странами, например, где большое количество людей было вакцинировано?

– В России смертность в десятки раз выше, чем в хорошо вакцинированных странах, например, в Великобритании, во Франции, в Германии, хотя в прошлом году, особенно весной, ситуация была обратной.

Сейчас октябрь побьет все эти рекорды, а ноябрь еще раз побьет

Данные по общей смертности, как правило, отстают, поэтому проверить это можно по ковидной смертности. Как правило, в зарубежных странах, в Европе, особенно Западной, статистика честная и полная, и почти вся избыточная смертность совпадает с ковидной смертностью. Посмотрим на Великобританию, Францию, Испанию, Италию, Германию, то есть на крупные европейские страны. В среднем за сутки в последнюю неделю во Франции 30 избыточных смертей, но во Франции и до ковида умирало меньше, чем в России, и в пересчете на Россию это 90–100 в сутки, то есть меньше в 30–40 раз. В Великобритании за последние семь дней в среднем было 144 избыточных смерти в сутки, в пересчете на Россию это получается где-то 400–430. В России официально – 1100, а реально около 4 тысяч, то есть разница – в 8–10 раз. Посмотрим на Германию: там от 40 до 60, в пересчете на Россию это примерно от 80 до 120 смертей, то есть тоже меньше в 30–40 раз. В Италии это 38, в пересчете на Россию – 115, то есть тоже меньше примерно в 30 раз. Посмотрим на Испанию, там 20–30 смертей, в пересчете на Россию – 120–125, то есть тоже меньше примерно в 30 раз. И проверим, что происходит с избыточной смертностью. В Испании избыточных смертей нет, в Италии пока что непонятно – статистики нет, в Германии избыточных смертей очень мало, их число примерно соответствует числу ковидных смертей. В Великобритании избыточных смертей 1200 за неделю № 40 (с 4 по 10 октября) – в пересчете на Россию это 4100, и это меньше, чем в России, в 6,5 раза.

– Вы писали, что сейчас в России показатели по смертности – это абсолютные рекорды за всю послевоенную историю.

– Не по смертности, а по числу смертей, давайте не будем это путать. Население стареет, и наилучшим показателем смертности является ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ). Она из-за ковида упала за 1,5 года уже лет на 5, но позорных уровней 1993–2008 годов не достигла. По числу смертей первый раз мы поставили рекорд в ноябре прошлого года, потом в декабре. В декабре дней больше, поэтому посуточно ноябрь стал рекордсменом по числу смертей. Но сейчас октябрь побьет все эти рекорды, а ноябрь еще раз побьет. На этом, я думаю, рекордная серия закончится.

– То есть в декабре можно ожидать спада?

Пик смертей должен прийтись где-то на середину ноября, а дальше должен пойти спад

– По запросам в Яндексе мы видим, что из пяти ключевых запросов три снижаются, а два еще растут, но тоже медленно – в целом рост сильно замедлился. Видимо, мы или прямо сейчас подходим к вершине этой волны заболеваемости, или вообще на ней находимся, а дальше непременно будет спад. Кстати, получается, что самоизоляция начинается примерно на максимуме эпидемии. Поэтому пик смертей должен прийтись где-то на середину ноября, а дальше должен пойти спад. И уже декабрь должен быть значительно лучше, чем ноябрь, январь еще лучше, февраль лучше января. По крайней мере, до конца зимы теперь должен быть спад. Но это в целом по стране, а в Сибири и двух столицах спад начнется позже, ибо рост пока продолжается, кое-где в Сибири довольно быстрый.

XS
SM
MD
LG