Ссылки для упрощенного доступа

Новая искренность и смерть: спектакль Театра.doc о пандемии


Фрагмент из спектакля "Мне приснилось, что ты умерла". Фото: Дмитрий Тур
Фрагмент из спектакля "Мне приснилось, что ты умерла". Фото: Дмитрий Тур

"Этот спектакль – проверка для нас как для личностей. Выходить к микрофону без заранее подготовленного текста страшно: ты обнажаешь себя перед зрителем, ты уязвим. Ты не пытаешься быть лучше, чем ты есть, просто пробуешь понять, что тебя сейчас на самом деле тревожит", – рассказывает Вера Дровеникова, одна из актрис нового спектакля Театра.doc "Мне приснилось, что ты умерла". Он и о переосмыслении жизни в связи с пандемией, и о страхе смерти, и о любви.

Когда иду к микрофону, не знаю, о чем буду говорить сегодня

Фрагменты из пьесы Натальи Бондарь "Мне приснилось, что ты умерла", где две героини общаются через мониторы ноутбуков, играя в компьютерные игры и обсуждая пандемию, сменяются монологами: актрисы по очереди выходят к микрофону и рассказывают обо всем, что думают и чувствуют. Эти монологи не прописаны заранее, актрисы их не репетируют, поэтому они отличаются от спектакля к спектаклю.

В оригинальной пьесе на месте монологов было описание снов героинь. Режиссер Дмитрий Соболев решил придать постановке искренность. "Карантин стал возможностью для всего забегавшегося мира поставить жизнь на паузу и дал людям возможность проанализировать, что с ними происходит. Монологи – это тоже элемент саморефлексии, когда человек в моменте остановки начинает что-то анализировать: пытается понять, о чем он сейчас хочет говорить или думать и что его сейчас по-настоящему волнует", – говорит режиссер.

Дмитрий Соболев во время спектакля. Фото: Дмитрий Тур
Дмитрий Соболев во время спектакля. Фото: Дмитрий Тур
У клиентов чувствуется погружение в экзистенциальные темы

Рассказывать о том, что сейчас волнует, оказалось для участвующих в спектакле актрис – Веры Дровениковой и Ирины Обручковой – самым сложным. "Я когда иду к микрофону, никогда не знаю, о чем буду говорить сегодня. Все всплывает само собой, – рассказывает Дровеникова. – Когда мы начинали готовить спектакль, режиссер сказал: если ничего не приходит в голову, просто помолчите заложенное на монолог время. Тишина – это же прекрасно: у зрителя будет возможность погрузиться в свои мысли. Так вот у нас пока ни разу не происходило такого, чтобы нечего было рассказать. Затяжные паузы были, но потом всегда что-то приходило в голову". Со сцены уже звучали истории и про отношения, и про психотерапию, и про опыт самоизоляции, и про дружбу, и даже про первые столкновения со смертью.

Сцена из спектакля "Мне приснилось, что ты умерла". Фото: Дмитрий Тур
Сцена из спектакля "Мне приснилось, что ты умерла". Фото: Дмитрий Тур

Страх смерти, тревога за здоровье близких и ощущение потерянности – одни из наиболее частых запросов, которые получали психотерапевты во время пандемии. О росте числа обращений за помощью говорит и психолог Владимир Крупин. "Запросов вроде "я боюсь пандемии, боюсь умереть" у меня не было, но общее ощущение погружения в экзистенциальные темы у большинства клиентов чувствуется", – отмечает психолог.

Всплеск интереса к психологическим консультациям в период пандемии отмечают и многие крупные онлайн-сервисы. Например, сервис услуг YouDo.com сообщает о росте спроса на услуги психологов в 3,7 раза.

О том, что люди стали чаще обращаться за помощью, говорит и доула смерти Саша Уикенден. Около половины ее нынешних клиентов – это те, кто потерял родственников во время пандемии. Помимо проведения консультаций она вместе с режиссером Ильей Трибельским готовится выпустить мультфильм, рассказывающий, как пережить потерю близкого. В его основу легла разработанная Уикенден памятка по гореванию.

Произошло замедление, которое в обычной жизни было невозможно

"Горевание нас забрасывает в комплексные, интенсивные и очень непонятные ранее эмоции, и мы не понимаем, что с нами происходит. В какие-то моменты может казаться, что мы сходим с ума или не справляемся. В памятке подробно описаны все эти состояния", – рассказывает Уикенден.

Даже если внешне никаких серьезных изменений в связи с пандемией не произошло, этот опыт все равно повлиял на каждого, говорит психолог Крупин. Кто-то начал больше тревожиться из-за финансов, кто-то переживал из-за невозможности путешествовать или боялся заразиться, кто-то углубился в саморефлексию и зафиксировал какие-то положительные изменения. Так случилось, например, с актрисой Ириной Обручковой. "Произошло то самое замедление, которое в обычной жизни было невозможно. Установился контакт с собой. Мы вообще как будто стали больше прислушиваться к себе и к людям рядом, и бережнее друг к другу относиться", – рассказывает актриса.

Похожими эмоциями делится и режиссер Дмитрий Соболев. Во время самоизоляции он работал удаленно, смотрел сериалы, занимался домашними делами, на которые раньше не хватало времени, и привыкал к онлайн-активностям – например, занимался йогой через зум. "Но все равно, конечно, фоново ты волнуешься – опасно или нет выходить на улицу, боишься за родителей, не можешь съездить к ним, пообщаться. Начинаешь в итоге волноваться за каждый выход каждого твоего друга в магазин, а за себя при этом почему-то не особо боишься", – говорит режиссер.

Следующий показ его спектакля "Мне приснилось, что ты умерла" состоится 24 октября.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG