"В эпоху постправды, релятивизма и воинствующего либерализма, когда реальность конструируется СМИ и социальными сетями, а конформизм стал нормой, истина тонет в море политкорректности. Чарли Кирк осмелился идти против течения". Митрополит Тихон (Шевкунов) написал статью о Чарли Кирке.
Кирк, сооснователь и генеральный директор консервативной молодежной организации Turning Point USA, был убит во время выступления в Университете долины Юта 10 сентября.
Ранее спецпредставитель Владимира Путина Кирилл Дмитриев заявил, что провел переговоры с Русской Православной Церковью о признании духовного вклада Чарли Кирка в христианство.
А Путин 22 сентября снова пригрозил Западу военным ответом на любые угрозы: "Мы уверены в надежности наших национальных сил сдерживания. Но в то же время не заинтересованы в дальнейшем наращивании напряженности и подстегивании гонки вооружений".
Bloomberg считает, что переговоры на Аляске убедили Путина в том, что Дональд Трамп не будет вмешиваться в войну России с Украиной.
Хочет ли Кремль подогреть "дружбу" РФ и США статьёй "духовника Путина" о вкладе Чарли Кирка, и как Кремль впечатлял Трампа консервативными ценностями, поговорим с историком Николаем Митрохиным и религиоведом Сергеем Чапниным.
Статья митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (в миру Георгия Шевкунова), посвященная убитому американскому праворадикальному активисту Чарли Кирку, вышла на портале Pravoslavie.ru. Тихон пишет, что Кирк, общаясь с молодежью, "уважал интеллект" собеседников, ставил себя с ними "на равных, не опускаясь до клоунады", и говорил "то, во что верил". Митрополит считает, что Кирка "полюбили и возненавидели" за "искреннюю страсть, принципиальность и убежденность".
О том, дойдут ли добрые слова митрополита Тихона о Чарли Кирке до американских верующих, и для чего вообще написана эта статья – рассуждает религиовед Сергей Чапнин:
Я думаю, что статья митрополита Тихона - очень тонкий и малозаметный голос
-Безусловно, митрополит Тихон и бизнесмен Кирилл Дмитриев, который активно распространяет ссылку на эту публикацию, предпринимают отчаянные попытки донести свою позицию, свой голос до широкой американской аудитории. Но мне кажется, что этот голос утонет. Здесь внутри американского контекста довольно громко и активно обсуждается смерть Кирка и вот это огромное шоу, в которое вылились его похороны. Так что я думаю, что статья митрополита Тихона - очень тонкий и малозаметный голос, но тем не менее нам, внимательно следящим за тем, какую позицию занимает РПЦ, важно внимательно посмотреть на этот текст. Он довольно любопытный. В этом тексте Шевкунов рассказывает о том, что Кирк, совершенно неизвестный до своей смерти в России, оказывается, вдруг объединяет и американцев, и россиян.
Что касается отличий российских и американских верующих – простого ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, христианские правые формировались в одном контексте. Это протестантский контекст, прежде всего, протестантская культура. И совершенно другие, чем в России, церковно-государственные отношения. То есть все религиозные организации отделены от государства и могут влиять на политику в той мере, в какой те политики, которые находятся у власти, принадлежат той или иной религиозной организации. В России, как мы понимаем, ситуация другая. Церковь практически стала одним из государственных департаментов. С одной стороны, это поляризующий фактор. Но с другой стороны, мы сейчас видим, как Америка движется в ту же самую сторону.
Митрополит Тихон последние годы демонстрирует такую же верность власти и желание, чтобы власть твёрдой рукой наводила порядок.
Вот этот, казалось бы, самостоятельный и очень активный проповедник Чарли Кирк полностью поддержал Трампа, и поддержал его совершенно не критически, в каком-то смысле, нарушая свои принципы, и безусловно, нарушая христианские принципы. В этом видна надежда на власть, на силу власти, на авторитарную власть, какую мы видим в России. Кстати, митрополит Тихон последние годы демонстрирует такую же верность власти и желание, чтобы власть твёрдой рукой наводила порядок. Мы видим, что в Америке, несмотря на другие традиции, тенденция та же самая. Если говорить о сходстве верующих в России и США, то, конечно, главная платформа для объединения - это, как ни странно, традиционные ценности. С некоторыми оговорками их, наверное, можно ограничить семейными ценностями. То есть приоритет традиционной семьи, анти-ЛГБТ-повестка.
На самом деле, Америка гораздо более религиозна, чем Россия. Но российская пропаганда очень эффективна. В том числе она эффективна в своей работе на англоязычную аудиторию. Наверное, только с началом войны, особенно в последние пару лет, американские правые стали более критично относиться к православным консерваторам в России. И возникло понимание, что Россия гораздо более секулярная страна. А имидж президента Путина как защитника традиционных ценностей, который выстраивался опять-таки средствами российской пропаганды, несостоятелен. Я должен сказать, что сейчас американские аналитики довольно хорошо понимают ситуацию и относятся к этому скептически. Так что, с одной стороны, было сближение с православными консерваторами, а с другой стороны, мы видим, что между ними растет пропасть. И, кстати, я думаю, что вот этот текст митрополита Тихона - это ещё одна попытка перекинуть какой-то мостик через растущую пропасть между христианскими правыми в Америке и православными консерваторами в России, - полагает религиовед Сергей Чапнин.
Насколько успешно Русской православной церкви удаётся прививать россиянам традиционные ценности, и что изменилось в РПЦ за годы войны России против Украины, говорит историк Николай Митрохин:
Представление о традиционных ценностях несколько размытое, каждый, кто выступает от имени церкви, придумывает что-то своё
-Сейчас государство в большей степени пытается на уровне своего идеологического аппарата повторять церковную риторику, но и в церкви, во всяком случае, в риторике Московской Патриархии, стало много этого новояза насчёт традиционных ценностей. Но в целом представление о традиционных ценностях несколько размытое, каждый, кто выступает от имени церкви, как правило, придумывает что-то своё. И это особо сильно не расходится с тем, что церковь пропагандировала 20 лет или 30 лет назад. Что касается политики в проповедях священников РПЦ - проповедь во многом является формальным моментом службы, не самым главным в сравнении с литургией, например. И слушают эти проповеди вполуха, хорошо, если воспринимают хотя бы десятую часть сказанного. Кому это интересно? Основная часть верующих ориентируется на совершенно другие моменты.
Если мы посмотрим общий объём речей того же патриарха Кирилла, политические аспекты занимают не больше 5-7% от общего объёма выступлений. Он вообще говорит о другом. Поэтому никакого реального месседжа для верующих это не несёт. Это исключительно его заявления о лояльности Путину, которые хорошо оплачиваются. РПЦ получает довольно значительные средства, которые идут, в частности, на ремонт храмов, на различные программы, которые сейчас реализуются. Так что это взаимовыгодный обмен. Патриарх демонстрирует лояльность, государство платит за это, и всё хорошо.
Что касается поддержки войны – по моим наблюдениям, большинство епископов об этом ничего не говорит, в том числе эту тему игнорируют постоянные члены Священного Синода. Они могут говорить про традиционные ценности, это довольно популярная тема, потому что это соответствует церковному представлению о том, что хорошо и плохо. Но, собственно, о прямой поддержке войны высказывались не больше 10% епископата. Что касается священника Андрея Ткачёва, которого часто цитируют СМИ - это человек, не имеющий в церкви никаких значимых постов, просто относительно популярный проповедник. У него на Ютьюбе 55 тысяч зрителей. Поэтому я бы не придавал большого значения его радикальным проповедям, - говорит историк Николай Митрохин.