Ссылки для упрощенного доступа

Мюнхенский манёвр


Коллаж: Владимир Зеленский,Дональд Трамп и Владимир Путин
Коллаж: Владимир Зеленский,Дональд Трамп и Владимир Путин

Трамп обещал встречу России, Украины и США в Мюнхене: кто приехал и о чём договорились?

После телефонных разговоров с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским президент США Дональд Трамп анонсировал журналистам встречу официальных представителей США и России в Мюнхене на конференции по безопасности. "Украина тоже приглашена. Не знаю точно, какие будут представители, но это будут высокопоставленные лица от России, Украины и Соединённых Штатов," – добавил президент.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отреагировал на слова Трампа заявлением, что Россия всё ещё "налаживает контакты", поэтому "новостей по теме украинского урегулирования нет". Спикер МИД РФ Мария Захарова заявила, что по "странным" и "политизированным" причинам представителей России не аккредитовали. Руководитель Мюнхенской конференции по безопасности Кристоф Хойсген заявил, что ему ничего не известно ни о каких российских делегациях.

Советник Зеленского Дмитрий Литвин в интервью The Independent ответил, что "разговора с россиянами в Мюнхене не предусматривается". По словам советника, Украина сперва должна поговорить с Америкой и Европой, и только с общей позицией Киев пойдёт на разговор с Москвой.

14 февраля вице-президент Джей Ди Вэнс встретился в Мюнхене с Владимиром Зеленским. По окончании встречи Вэнс отметил, что разговор прошёл продуктивно. "Мы хотим, чтобы закончилась война, чтобы убийства остановились, но мы хотим достичь продолжительного мира, а не конфликта в Европе через несколько лет", – цитирует слова Вэнса "РБК-Украина".

О чём договорятся участники? Как в Украине и Европе реагируют на прозвучавшие предложения по мирному урегулированию? На эти вопросы в эфире "Лицом к событию" отвечает украинский политолог Георгий Чижов.

О том, какие выводы из происходящего делает российское антивоенное движение, говорим с одним из приглашённых гостей конференции, российским оппозиционным политиком Андреем Пивоваровым.

Путин определенно не хочет мира, – заявил президент Украины Владимир Зеленский на конференции по безопасности в Мюнхене, комментируя удар беспилотником по Чернобыльской атомной электростанции. Украинские власти обвиняют в ударе Россию, а в РФ это вполне традиционно называют провокацией. Но сегодня украинские медиа опубликовали видео с кадрами именно российского дрона, который ударил по ЧАЭС.

Мирное соглашение может быть только планом окончания войны, который согласован с Украиной и с президентом США

Стартовавшую 14 февраля конференцию предвосхищали звонки из Вашингтона в Москву и Киев. Президент США Дональд Трамп сулил прямой диалог Украины и России прямо в Баварии. Это опровергли и голос Кремля Дмитрий Песков, а затем и голос МИДа РФ Мария Захарова, а потом и организаторы конференции.

На конференции Владимир Зеленский принял участие в панели с американскими сенаторами, и одна из главных его мыслей состоит в том, что речь о мирных переговорах пока не идёт. "Очень жаль, потому что война идет три года, много смертей, много всего уничтожено, всё это принес Путин, и только он, – сказал Владимир Зеленский. – Не нужно искать посредников между Украиной и Путиным, нам нужна твердая помощь сильных Штатов, сильного президента Трампа... Важно понимать: мирное соглашение может быть только планом окончания войны, который согласован с Украиной и с президентом США".

Приглашенный гость Мюнхенской конференции, российский оппозиционный политик Андрей Пивоваров отмечает: тема войны в Украине постоянно звучит и в кулуарах, и в официальных выступлениях.

Андрей Пивоваров
Андрей Пивоваров

– Какая бы панель ни проходила, чего бы она ни касалась, всегда фигурирует тема войны, тема Украины, тема России. Потому что без этого, как ни странно, не решается вопрос практически ни в одной части мира. То, что происходит сейчас на фронте, то, что происходит сейчас на переговорах, влияет на жизнь практически везде.

Новость о том, что здесь будут переговоры, сначала немножко ошарашила. Но я говорил с организаторами, говорил с людьми, которые близки к сторонам, и нет никакого ощущения, что такое произойдет. Больше того, официальные лица специально говорили, что никаких участников из России не планируется, кроме тех людей, которые представляют Антивоенный комитет и оппозиционные организации.

Какая бы панель ни проходила, везде фигурирует тема войны в Украине

Но всё это, конечно, обсуждается. Здесь собрались люди, которые трезво оценивают ситуацию и понимают, что какие-то быстрые решения, которые могут удовлетворить запрос прессы и обывателей (типа "Трамп молодец, за месяц решил вопрос"), – это будет лишь корка, под которой тлеет огонь: он вырвется, и потом будет намного хуже. В этом вопросе не может быть простых решений. Не может быть такого, что Трамп посадит за стол переговоров Путина и Зеленского и скажет: теперь будет вот так. Это ни к чему хорошему не приведет, точнее, приведёт к хорошему на короткий промежуток времени, поскольку люди перестанут умирать. Но потенциально это разожжёт пожар нового большого конфликта. И здесь об этом говорят: и в кулуарах, и напрямую.

Я только что пришел с панели Бориса Писториуса, который говорил, что "мы должны увеличивать расходы на оборону, увеличивать военные расходы". И фактически в каждом выступлении мы слышим то же самое: что Европа должна в этом участвовать. Никоим образом нет отстранения Европы от решения этого вопроса, ведь, в конце концов, даже территориально она находится намного ближе, чем Америка. И Владимир Зеленский четко сказал: в первую очередь он хотел бы, чтобы политически США были вместе с Европой. Это первый фактор, который может стать гарантией безопасности для Украины. На втором месте уже большая армия. И всё это вместе должно дать те гарантии безопасности, которые могут обеспечить мир, а не просто переговоры, – говорит Андрей Пивоваров.

Георгий Чижов
Георгий Чижов

Президент Украины Владимир Зеленский заявил сегодня в Мюнхене, что если Украина не будет принята в НАТО, ей придется удвоить численность армии до полутора миллионов человек. Украинский политолог Георгий Чижов считает эту задачу трудновыполнимой.

– Мы видим, с каким трудом происходит сейчас комплектование украинской армии. Сейчас в Украине около миллиона человек под ружьем, так или иначе (далеко не все они на линии фронта). Армия всегда гораздо больше, чем реально воюющая ее часть, но даже в полтора раза увеличить ее будет очень сложно. Самое главное, о чем Зеленский хочет сказать Западу: если вы не берете нас в НАТО, тогда будьте готовы хотя бы нормально вооружить полуторамиллионную армию. А это тоже весьма непростая задача. Мы видим, что возможности коллективного Запада по наращиванию военного производства пока очень скромные, и запасы почти исчерпаны, не считая того запаса, который они оставляют себе и просто не могут отдать Украине.

Владимир Зеленский напомнил о том, что стороной российско-украинских переговоров все-таки является Украина: как бы ни хотелось Кремлю игнорировать этот факт, но без Украины решить ничего не получится. Кстати, до сих пор еще действует указ президента и постановление Верховной Рады, запрещающее вести переговоры с Путиным, и только после формальной отмены этих нормативных актов Зеленский сможет сесть за стол переговоров с Путиным. Впрочем, до встречи глав двух государств еще очень далеко. Сначала должны каким-то образом встретиться переговорные группы и понять, насколько серьезно каждая из сторон подходит к разговору.

Как бы ни хотелось Кремлю игнорировать этот факт, но без Украины решить ничего не получится

Европейские коллеги, как мы видим на многих примерах, не хотят думать о плохом. Они наверняка думают: всё, Трамп взялся за дело, так что, наверное, скоро будет мирное соглашение, и можно попытаться жить, как раньше. И только самые прозорливые из западных политиков говорят: "Нет, ребята, как раньше не получится; у нас под боком очень опасный сосед, который попытается усилиться и угрожать не только Украине. Нам надо выходить из зоны комфорта, возвращаться к непродуктивным, в общем-то, оборонным расходам". Мы слышим такие голоса из восточноевропейских стран, из Великобритании. Но значительная часть Европы, я полагаю, пока надеется, что как-нибудь обойдется.

Возможно, сейчас у Трампа есть ощущение, что, ввязавшись в эти переговоры, он решит сразу все геополитические проблемы, стоящие перед Соединенными Штатами: и Россию как-то включит обратно в мировое сообщество, где она сейчас является изгоем, и свои противоречия с Китаем каким-то бизнес-способом развяжет. Это все-таки иллюзия, потому что у Китая и США совершенно разные цели, а у России вообще третьи планы и третье видение мира. И, наконец, Европа, обиженная, что ее пытаются чуть ли не исключить из принятия принципиальных решений, тоже является сильным полюсом, хотя и неоднородным. Поэтому простых решений тут не будет, и если в команде Трампа действительно присутствуют такие иллюзии, но они очень быстро развеются.


XS
SM
MD
LG